В прошлый раз мы остановились на том, что заночевали на берегу реки Северная Тошемка, выбрав для стоянки популярную поляну и встретив там массу других любителей приключений.
Второй день экспедиции начался без дождя, но с пасмурной туманной погодой. Оперативные сборы и завтрак, коллективная укладка общих шатров и кухни и вот мы уже на маршруте.
Традиционно перед самым выездом прошёл предстартовый брифинг, на котором руководитель экспедиции рассказал о предстоящем на этот день маршруте, основных сложностях и тактике их преодоления. По плану было выйти к вечеру на подножье перевала Дятлова, порядка 50 километров от места старта. Самый сложный этап – подъём с равнины через лес по курумнику.
Курумник… я до этой поездки и слова-то такого не знал, а если бы мне кто и сказал – решил что это название какой-то приправы или вида летучих мышей или очередного психоделического детского мультфильма, или новой группы из Азии. Ан нет, даю справку:
Курумник или курумы — это скопления каменных остроугольных глыб, образовавшиеся естественным путём.
Это обычно крупные глыбы обычно от нескольких сантиметров в малом поперечнике до одного двух метров. Они имеют вид свежеобломанных и никогда не окатаных. Они смыкаются друг с другом, образуя группы от нескольких глыб до десятков тысяч. Курум может занимать площадь от нескольких квадратных метров до колоссальных по размерам «полей» или «каменных морей».
Курумы образуются там, где на поверхность выходят твёрдые горные породы. Чаще всего это горные районы или плато всех континентов. Курумы обычно образуются при разрушении (и вот тут, внимание, информация которая пригодится любителям «Своей игры» или других интеллектуальных шоу по телевизору) различных видов известняков, кристаллических сланцев, гранитов, гнейсов, базальтов, долеритов, песчаников, кварцитов, амфиболитов, диабазов, порфиритов, витрокластических туфов. Уверен, что эта информация была для вас крайне полезна.
Энциклопедическое отступление закончено, возвращаемся к маршруту.
Северную Тошемку мы перемахнули играючи, бодро плескаясь водою на камеру. Сложно было поверить, что в 2019 году дожди превратили местные реки в суровое и весьма опасное препятствие. Тогда была большая вода и стремительное течение перевернуло одну из машин другой группы и снесло на несколько метров вниз.
Но погоды благоприятствовали нам, кто-то скажет просто «повезло», но все участники нашей экспедиции знали, что это шаманит в своём Патриоте Сергей Жигит, разгоняя тучи и поднимая температуру воздуха на несколько градусов выше нормы для этого времени года. Думаете шучу? Отчасти… но кто знает, что на самом деле влияет на окружающий мир, Сергей был уверен в себе, а мы в нём. Так было проще и эффективнее.
Дороги поначалу не представляли особенной сложности, прикидывая в уме, что с такой средней скоростью движения колонны мы уже в обед будем у перевала – все новички этих мест, и я в том числе, крепко ошибались.
Вода в реке Ушма тоже едва закрывала колёса и переправа превратилась в эффектные съёмки проезда кавалькады.
По ходу движения мы заехали в гости к местному жителю, охотнику манси Валерию Анямову которого заранее по телефону предупредили о своём визите. Здесь мы сделали остановку, Валерий угощал мансийскими чебуреками с лосятиной и поил Иван-чаем.
Учитывая, что обеды у нас не были предусмотрены – перекус у Валерия здорово нас выручил, а то костлявая рука голода уже тянулась к моему горлу.
Когда я задавал вопрос организаторам – что мне взять с собою, было сказано, что вещей надо брать по минимуму. Ну и с учётом что у меня уже было несколько чемоданов съёмочного оборудования – на личные вещи лимита почти не осталось. Всё ж таки я был пассажиром и мне надо было вмещаться в машины участников уже плотно забитые их заботливыми хозяевами. Таким образом, домашних припасов или мешка магазинных снеков у меня не было и обедал я поначалу чем Бог послал. Благо, потом был усыновлён всей экспедицией и меня, как сына полка, подкармливали кто чем мог.
Ещё одной особенностью этой остановки была телефонная будка на участке Валерия. Отсюда теоретически бесплатно можно было дозвониться до большой земли, но у нас это не очень получилось. Хотя наличие телефонного аппарата, установленного на специальном домике-контейнере с кучей каких-то антенн, конечно, поражало само по себе.
Дальше дорога стала чуть более интересной с внедорожной точки зрения, появились затяжные и довольно глубокие лужи, скользкая гать из больших брёвен и многие наконец-то включили полный привод и проверили работоспособность блокировок.
Все переговоры в колонне велись через УКВ радиостанции. Старые добрые си-би рации не давали желаемой чистоты и дальности сигнала, тогда как представить себе координацию экипажей без укавешки не представлялось возможным. Впереди и сзади шли машины со стационарными рациями и мощными антеннами, чтобы обеспечивать связь по всей растяженности экипажей.
Начались и первые поломки. Праворукая тойота прадо ребят из Владивостока Дениса и Лены и ранее начала отказываться ехать дальше, но тут дело приняло совсем крутой оборот. Автоматическая коробка покинула чат и было принято решение дотащить машину до ближайшей большой площадки и там разобраться и принять решение.
Такой площадкой стала знаменитая База Ильича, это большая поляна на берегу реки Лозьва, а также сруб с минимальным набором удобств, печкой и лежанками. Там останавливаются на ночлег путешественники и местные охотники манси.
Ареопаг самых сведущих в технике участников, после рядя диагностических процедур, постановил что тойота теперь недвижимость. В связи с этим постановили:
- машину оставить её на базе Ильича, всё нужное снять, взять, закрыть
- Лене найти свободное место в машине участников
- Дениса добавить к экипажу шишиги, всё-таки Николай шёл без штурмана, а он в грузовике лишним по таким дорогам точно не будет
Тем временем день световой день неумолимо двигался к завершению, четыре часа, а впереди ещё подъём через лес, где темнеет быстрее.
Остатки привычной грунтовки уступили место курумнику вперемешку с крупными корнями деревьев. Начался подъём. Постепенно начали травить колёса и те, кто ленился это сделать ранее. Зацепа накаченного колеса перестало хватать на скользком покрытии. Из-за рельефа и неровностей разогнаться не получалось, таким образом, проходить препятствия на инерции было невозможно. Только переползать. Особенное внимание было уделено рулёжке, клиренса даже самых высоких наших машин не везде хватало, чтобы пройти по колее в лоб, приходилось тщательно выбирать траекторию и потом отчаянно цепляться за неё, чтобы не снесло. И тем не менее удары камней о мосты и днище раздавались регулярно.
Шутки-прибаутки в рации стихли, только рабочая информация, кто где застрял, кому чем помочь. Колонна растянулась и малыми мобильными группами преодолевала сложные участники, который становилось всё больше, пока весь путь не стал сплошным сложным участком.
Глядя на происходящее, сложно было себе представить, как пробивали сюда дорогу те, кто ехал на машине впервые пару десятков лет назад. Временами они представлялись мне великими волшебниками или огромными великанами, или чемпионами галактики по трофи-рейдам.
Следующей достопримечательностью на нашем пути была так называемая избушка в кедровнике.
После осмотра достопримечательностей немного перекусили, как без этого. Вообще, привычка есть всё свободное от тряски в машине время – полезная во время подобных поездок.
Возле избушки произошла первая фатальная поломка у ГАЗ 66… рвануло шланг высокого давления гидроусилителя. Без шансов на его восстановление все были уверены, что сейчас Николай помашет нам ручкой и отправится домой, потому что и с гидроусилителем проводить грузовик по дороге, выпиленной под внедорожники и вездеходы, было делом нелёгким, а сейчас… Но кто бы мог подумать, Коля принял первое из многих решений которые сделали его и наш выезд во многом уникальным, он принял решение ехать дальше. Ещё раз медленно: ехать. Дальше. В горы. На грузовике. Без гидроусилителя. У меня всё. Если это не живой памятник человеческому духу – то я тогда и не знаю…
Несколько километров спустя, на узкой дороге с высокими боковинами корнем у шишиги вырвало горловину левого бака. Остаток пути пришлось ехать только на правом. Это нас огорчило, но не остановило.
Ещё спустя несколько километров у Патриота другого участника экспедиции и тоже Николая лопнула полуось. Подъём в гору на трёх ведущих колёсах не представлялся возможным. Поэтому часть группы осталась ремонтировать машину, благо новые усиленные полуоси были в запасе.
Время от времени мимо нас пролетали стайки квадроциклистов, пока для них тут ничего сложного не было.
Наконец стемнело, выйти в точку лагеря в запланированное время не получилось, но и ночевать на склоне в лесу не представлялось возможным. Так что стиснули зубы и двигались до победного. В темноте и без того непростая дорога стала ещё интереснее, всё чаще участникам приходилось пользоваться лебёдкой. Благо они стояли у всех, это было одним из условий участия.
Под конец, уже недалеко от лагеря в краю низких кривых берёз мы хлебнули нового горя. Основной подъём уже был пройден, но теперь главной сложностью стало движение вдоль склона по скользкой колее, которую своевременно увлажнял моросящий дождь. Застрять было не страшно, благо деревьев для лебёдки хватало, а вот то, что машину боком постоянно норовило стащить на эти самые деревья – было проблемой. Но в целом обошлись без потерь, разве что прибавилось седых волос.
Поскольку мы шли небольшими группами - участники оказались в точке лагеря неравномерно, кто-то уже встал на ночёвку, кто-то только выбирался из кривого леса. Ужин на скорую руку и скорее спать. Второй, насыщенный событиями и переживаниями день экспедиции подошёл к концу.
Текст: Роман Герасимов
Фото: Алексей Сапрыгин, Роман Герасимов
Цикл рассказов об экспедиции
Наш коллега, Роман Герасимов участвовал в проекте Red Off-road Expedition - Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр и поделился своими впечатлениями. Представляем цикл увлекательных рассказов Романа об экспедиции.
Аудиоверсия. Подкаст об экспедиции
Предлагаем вам прикоснуться к атмосфере прошедшей экспедиции и прослушать подкаст
Подкаст #2
Слушать весь подкаст
По мере готовности подкаст длополняется новыми сериями.
Следующий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #3
Предыдущий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #1
Фильм об экспедиции
Канал "Дороги Дороги"
1-я серия: