14 экипажей из самых разных уголков России, ближнего зарубежья и даже Ирландии с 7 по 19 августа 2021г. штурмовали горы на Северном Урале. Было всё: борьба экипажей с колеями, верховыми болотами, коварным курумником, ремонты различной сложности под открытым небом, взаимовыручка и легендарное внедорожное братство.
Компания 4х4Sport выступила партнёром этой экстремальной автомобильной экспедиции!.
Ждём полный документальный фильм, а пока предлагаем вам прикоснуться к атмосфере одной из самых сложных и интересных поездок RED off-road Expedition!
Цикл рассказов об экспедиции
Наш коллега, Роман Герасимов участвовал в проекте Red Off-road Expedition "Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр" и поделился своими впечатлениями. Представляем цикл увлекательных рассказов Романа об экспедиции.
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр
В августе 2021 года мне довелось принять участие, в качестве видеооператора, в сложной и очень интересной автомобильной экспедиции по Северному Уралу вместе с проектом знаменитого путешественника Евгения Шаталова - RED OFF-ROAD EXPEDITION.
Экспедиция прошла при поддержке магазина внедорожного снаряжения 4x4sport.ru.
Почти две недели вдали от цивилизации в краю легенд, низкого звёздного неба и плотных свежих ветров в компании прекрасных, сильных духом людей. В силу объёма событий и впечатлений я разобью свой рассказ на несколько частей.
Я уже давно отказался от долгосрочного планирования дел и привязки к постоянным проектам, в том числе чтобы иметь возможность в любой момент схватить камеру или шлем, прыгнуть в машину и стремительно трансгрессировать в сторону новых приключений.
Так получилось и в этот раз с лёгкой руки моего друга Евгения Шаталова и при поддержке крупнейшего магазина внедорожного снаряжения 4x4sport.
У RED OFF-ROAD EXPEDITION много разнообразных маршрутов, но поездка на Маньпупунёр выделяется среди всех своей продолжительностью и экстремальной сложностью. Даже при хорошей подготовке далеко не все опытные путешественники доходят до «Пупов», так кратко называют это место, с первого раза.
Даю справку: Мань-пупу-нёр, или Столбы выветривания — это геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Находятся они на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-пупу-нёр, что на языке манси означает «малая гора идолов».
На этом месте несколько сот тысяч лет назад были высокие горы. Но время, дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали их. Горы по своему составу неоднородны: твёрдые серицито-кварцитовые сланцы разрушались меньше и сохранились до наших дней в виде каменных столбов, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.
Дорогу в эти места автомобильные энтузиасты начали пробивать ещё в начале двухтысячных годов, но и сейчас, спустя столько лет и столько экспедиций, назвать это дорогой в полном смысле слова сложно. Это скорее чуть более натоптанное направление, в котором надо двигаться несколько дней, чтобы достичь границы заповедника.
Наш путь начинался 7 августа в городе Ивделе – самом северном городе Свердловской области. Своё название он получил по одноимённой реке, на берегах которой стоит. Сюда же мы и должны были вернуться через 12 дней автономного путешествия.
Всего на маршрут вышло 14 экипажей из самых разных уголков страны и ближнего зарубежья: Казахстан, Татарстан, Владивосток, Тамбов, Москва, Челябинск и других… Всё же удивительно как одна мощная идея, мечта, проект, назовите как хотите, может объединить столь разных и всё же в чём-то так похожих любителей приключений.
Минимальные требования к машинам были следующими: грязевые колёса от 33 дюймов, электрическая лебёдка, шнокрель.
7 августа, день первый
Погода стояла… примерно такая, как и на большинстве роликов из этих мест: постоянный моросящий дождь, порывистый ветер, довольно прохладно. Однако полные сил, энергии, еды и топлива в районе 16 часов мы выдвинулись в сторону первой большой промежуточной цели к легендарному и таинственному перевалу Дятлова.
Дойти до него в первый и даже во второй день задачи не стояло, в горах уже осень, темнеет довольно быстро, а маршрут предстоял сложный. Так в первый короткий день пролетев последние более-менее приличные дороги и миновав посёлок Вижай, мы заночевали на берегу реки Северная Тошемка.
Место оказалось популярным, поляна, где мы разбили лагерь, находилась прямо возле брода и мимо нас постоянно сновали машины, квадроциклы и даже грузовики. Здесь ещё чувствовалось какое-то дыхание цивилизации, мы были не одни, вокруг ещё были люди… Но телефоны уже не ловили, информационный детокс, столь популярных у жителей больших городов, уже начался.
Расскажу про организацию лагеря, здесь и далее она почти не отличалась день ко дню. Мы находили максимально ровную, насколько это вообще возможно в горах, и большую площадку, куда могли поместиться все автомобили и ещё оставалось место для общих шатров под кухню и столовую.
Большинство участников спало в машинах, что максимально удобно и правильно в подобных путешествиях, я, за неимением своего транспорта тренировался в скоростной установке и сборке палатки.
Под конец экспедиции я так наловчился что, выбрасывая палатку в воздух, успевал набить её вещами до приземления. Дело в том, что вбивать удерживающие палатку колья в камни немного проблематично, поэтому палатка не становилась для меня летающим домиком Элли из «Волшебника изумрудного города» только потому, что там лежало моё съёмочное оборудование и я. Впрочем, в особенно ветреные ночи, я просыпался от ощущения, что уже пролетаю Саратов.
Централизованных приёмов пищи у нас было два: завтрак и ужин. В промежутках каждый добывал подножный корм самостоятельно, и домашние вкусные припасы таяли с пугающей скоростью. Ужин готовили вечером в огромном казане на газовой плите. Спасибо руководителю экспедиции и по совместительству талантливому повару – Максиму Шишкину – блюда почти не повторялись и каждый раз радовали питательностью и отменным вкусом.
Вообще, сама по себе автономная экстремальная экспедиция ещё не повод становиться ярым аскетом и гастрономические прелести жизни были нам не чужды. Помимо закупленных продуктов и проверенных рецептов мы добывали грибы, коих в горных лесах было неприлично много. Видимо, отсутствие грибников совсем лишает бдительности эукариотические организмы. Готовили из этих грибов супы и просто жарили.
Меня поразило невероятное количество черники на склонах. Без прикрытия леса и с такой плотностью она не раз становилась лёгкой добычей наших путешественников. Думаю, при желании набрать ведро вкуснейшей ягоды можно было бы менее чем за час. Поля, без преувеличения, буквально поля черники…
Итак, первый короткий день завершился праздничным ужином в честь открытия экспедиции, знакомились и общались. У меня ещё не вызывал удивление бодрый положительный настрой команды, ведь мы не хлебнули трудностей, толком даже не устали. А вот под конец поездки я не мог понять откуда у уставших, вымотанных бессонницей и постоянными перипетиями людей берётся столько витальности, чуткости к ближнему и юмора. Но обо всём этом в следующий раз.
Текст: Роман Герасимов
Фото: Алексей Сапрыгин, Роман Герасимов
Аудиоверсия. Подкаст об экспедиции
Предлагаем вам прикоснуться к атмосфере прошедшей экспедиции и прослушать подкаст
Подкаст #1
Слушать весь подкаст
По мере готовности подкаст дополняется новыми сериями
Следующий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #2
Фильм об экспедиции
Канал "Дороги Дороги"
1-я серия: