Лебёдка для внедорожника – как спасательная шлюпка на корабле. Разумеется, это не относится к спортивным состязаниям, когда автомобили на старте погружают в несвойственную для них среду обитания и затем долго тянут к финишу на тросе. Азарт гонок на лебёдках – удел особой касты ценителей. Для большинства же любителей бездорожья лебёдка – это инструмент, позволяющий исправить ошибку внедорожного пилотирования, или справиться с результатом излишней самоуверенности, или просто преодолеть заведомо непроходимый короткий участок при невозможности его объезда. В любом случае, это элемент снаряжения, необходимый в первую очередь не для того, чтобы забраться подальше, а чтобы выбраться, когда дело зашло уже слишком далеко. Причём выбраться максимально быстро и, главное, автономно!
Оснащать машину лебёдкой ради одной лишь красоты вышло из моды весной 2016-го. А потому желание раскошелиться на этот инструмент говорит о духовной зрелости и моральной готовности брать на себя ответственность за собственное спасение. Но как правильно выбрать, особенно в первый раз? Одни тратят целое состояние и влезают в долги, руководствуясь принципом, чем дороже – тем лучше. Другие, наоборот, в порыве экономии, гоняются за самым дешёвым предметом, похожим на электролебёдку. Кто-то стремится купить помощнее, считая, что запас тяги полезен всегда. А после он же удивляется низкой скорости намотки и запредельной массе. В общем, вопрос совсем не такой простой, как может показаться сначала. Поэтому первым делом надо определиться с максимальной тягой. Слишком много – тоже не хорошо, как и слишком мало. А сколько оптимально?
Для туристических машин опытным путём была определена формула: максимальная тяга лебёдки в фунтах (lbs) должна соответствовать 4,4 эксплуатационной массы внедорожника в килограммах. Считается и объясняется всё очень просто. Взвешиваем автомобиль, полностью оснащённый всеми дополнительными аксессуарами, заправленный под завязку топливом, водой и едой, вместе с полным составом экипажа, включая самых младших и четвероногих, и их вещами. Умножаем на 2, делая двукратный запас, учитывающий в том числе и падение тяги на каждом последующем слое намотки троса. Затем, чтобы перевести в фунты, умножаем на 2,2. А теперь – округляем до ближайшего лебёдочного стандарта. То есть, автомобилю, весящему 2,3 тонны в полной походной экипировке, лучше всего подойдёт 10-тысячная лебёдка. А лебёдки на 6000 lbs – это оснащение для машин, укладывающихся в 1360 кг. Разумеется, в каждом случае возможны нюансы и отступления от правила, но оптимальное соотношение тяги, скорости, массы, прочности и цены лебёдки нужно искать отталкиваясь от этого расчёта.
В спорте требования к лебёдкам совсем другие – там главное скорость, в угоду которой жертвуют всем остальным. Конечно, приятно работать с быстрой лебёдкой. Но в обычной жизни неподготовленный экипаж на неподготовленном автомобиле может вместо скорости получить быстрый разряд аккумулятора, слабую тягу, постоянно вкривь намотанный трос и сожаления от потраченных денег. Вне спорта запредельные скорости намотки не нужны. Пять или десять минут будет крутиться барабан, вытаскивая автомобиль из лужи, на практике не такая уж большая разница. Всё равно, когда вы застрянете, доставать из недр заваленного всем чем ни попадя багажника перчатки, сапоги и корозащитку, а после ходить, разглядывая лес в поисках подходящего дерева, будете дольше.
Если ориентироваться на заявленную скорость намотки, то лучше выбирать средние значения в своём классе. Такие лебёдки оптимальны по нагрузке на бортовую сеть и сбалансированы по другим характеристикам. Слишком медленные лебёдки с чересчур большим передаточным отношением редуктора – это либо по факту более тяговитые и тяжёлые модели, укомплектованные тонким тросом, либо сверхнизкие по себестоимости эконом-варианты. Во втором случае таким способом производитель компенсирует откровенную слабость электродвигателя и «пластилиновую» прочность шестерёнок.
Самый острый вопрос при выборе – какую марку предпочесть. Но единственно верного ответа на него нет. Как нет и самой-самой лучшей модели лебёдки. Просто потому, что у каждого пользователя – свои предпочтения. Не последнюю роль играет и разница в ценах, которую каждый для себя считает допустимой.
Важно помнить только вот что. Бренды мирового уровня вроде COMEUP держат марку, следят за качеством продукции, обеспечивают свои изделия запчастями по каталожным номерам и послепродажным сервисом. А безымянные механизмы из дальних и ближних окрестностей Уханя – это лотерея. В коробке с маркировкой «electric winch» может оказаться всё что угодно, потому что это никакой не бренд-дискаунтер вроде авиакомпании «Победа», а дословная надпись «электрическая лебёдка». Как на любой пачке пищевой соли пишут «соль пищевая». Поэтому заранее угадать качество и даже степень соответствия заявленным характеристикам у лебёдок низшего ценового диапазона невозможно. Даже у одного поставщика в разных партиях одна и та же модель может быть собрана из совершенно разных запчастей. Причём не только по качеству, но и по взаимозаменяемости. Если уж пытаться сэкономить, то лучше это делать, выбирая российские бренды вроде 4Revo. По крайней мере, это гарантирует стабильность качества и сборку из одних и тех же деталей от партии к партии.
Но какую бы лебёдку для своего внедорожника вы ни выбрали, (пусть даже и сразу несколько!) не забывайте про здравый смысл и разумную осторожность. И не забывайте регулярно тренировать свой водительский офф-роудный навык. Потому что в любой ситуации намного проще, быстрее и безопаснее найти разумную траекторию и проехать не застряв или даже объехать препятствие, чем выковыривать увязшую по шноркель машину.