Автомобильный аккумулятор - это многоразовый химический источник тока. Он отвечает за выполнение 3 функций:
1. Запуск двигателя - основная функция.
2. Питание электросистем автомобиля, когда двигатель заглушен. Например, питание энергозависимой памяти бортового компьютера, сигнализации и д.р.
3. Ликвидация нехватки мощности генератора при повышенных нагрузках на электросеть.
Самым распространенным типом АКБ на данный момент является свинцовый стартерный аккумулятор классического образца. Его изобретателем является французский физик Гастон Планте. За полтора века его конструкция не претерпела каких либо глобальных изменений. Обусловлено это тем, что в ней используются относительно не дорогие материалы, а технология изготовления хорошо освоена и автоматизирована.
Основные характеристики аккумуляторов
Емкость аккумулятора - это количество электричества, полученное от аккумулятора при его разряде до определенного конечного напряжения.
На практике емкость аккумулятора принято выражать в ампер-часах (А•ч). Разрядную емкость Cp можно рассчитать, умножив силу разрядного тока Ip на продолжительность разряда Tp (при условии, что Ip остается постоянной)
Cp=Ip•Tp
Разрядная емкость (емкость которая указывается изготовителем) называется номинальной емкостью. Кроме нее, важным показателем является также емкость, сообщаемая аккумуляторной батарее при заряде, которая вычисляется по формуле (при Iз = const):
Cз = Iз • Tз
Резервная ёмкость - это величина, характеризующая сколько времени способен проехать автомобиль с неисправным генератором, при токе разряда 25А.. При этом нельзя просто разделить номинальную емкость АКБ на 25 А. При таком токе резервная ёмкость составит примерно 2/3 от номинальной. Как правило, значение резервной ёмкости указывается на маркировке АКБ в минутах.Пусковой ток. Или ток холодной прокрутки. Это максимальный ток, который способен отдавать аккумулятор без просадки напряжения на клеммах ниже 9В в течение 30 секунд при −18oC.
Пример маркировки АКБ
-
Условное обозначение. 6 СТ-62 А3 соответственно (1) (2)-(3) (4)
(1) Цифра, указывающая число "банок" в АКБ (6-12В, 3-6В) (2) Буквы, указывающие тип АКБ (СТ - стартерная) (3) Емкость АКБ в ампер-часах (4) Дополнительные обозначения ("А" - общая крышка, "З" - залитая и полностью заряженная, "Э" - корпус из эбонита, "Т" - корпус и термопластичной пластмассы, "М" - сепаратор-мипласт из ПВХ, "П" - сепаратор-конверт из полиэтилена.) -
Номинальное напряжение
-
Номинальная емкость
-
Резервная емкость аккумулятора
-
Пусковой ток. Существуют 3 разных стандарта, по какому именно испытывали аккумулятор производитель указывает в скобках.
DIN 43559, ГОСТ 959-91 EN 60095-1, ГОСТ 959-2002 SAE J537 170 280 300 220 330 350 225 360 400 255 420 450 280 480 500 310 520 550 335 540 600 365 600 650 395 640 700 420 680 750
Что касается выбора - главным критерием в любом случае остается емкость аккумулятора. Многие полагают, что чем больше - тем лучше. Но это не совсем так. На автомобильных заводах все компоненты электрической системы тщательно подбирают, чтобы создать некий баланс . В противном случае, может получиться так, что мощности аккумулятора не будет хватать на всю электронику в автомобиле, или наоборот, если аккумулятор будет слишком большим, генератор не сможет его нормально зарядить. Соответственно если вы ставите на свой внедорожник дополнительное электрооборудование (дополнительный свет, лебедку и/или другие мощные потребители электроэнергии) вам необходим как более емкий аккумулятор, так и соответствующий ему по мощности генератор, чтобы не потерять тот самый баланс.