Новую серию лебёдок Comeup GIO ждали - уж больно интригующим был её анонс. Поэтому, как только первые экземпляры появились на московском складе, один из них мы в познавательных целях разобрали. Эта честь выпала модификации GIO 100 – «серединке» модельного ряда с тягой 10 тысяч фунтов и стальным тросом на барабане.
Всего в новой серии три варианта по максимальной тяге, главное различие между которыми состоит в мощности электромотора, при этом их редукторы 234,6:1 одинаковы. Помимо нашего героя есть ещё GIO 80 и 120, на 8 и 12 тысяч фунтов соответственно. Каждый из трёх вариантов может комплектоваться как стальным, так и синтетическим тросом. Все лебёдки рассчитаны на 12 вольт. Вся подборка таким образом полностью закрывает современный массовый сегмент в офф-роуде и годится для применения на лёгких эвакуаторах.
Первое впечатление
О, этот волнительный момент открытия коробки с чем-то новым! Добираясь к лебёдке, сначала распаковываем коробочки с принадлежностями... И останавливаемся на этом этапе надолго. Тут всё достойно внимания.
Первым делом разворачиваем отдельный съёмный крюк. Легко съёмный! На стальном тросу Comeup! До сих пор с фирменного «железа» крюк было не снять – по какой-то неведомой причине на заводе на всех моделях петлю намертво заделывали в неразборное цельнолитое отверстие. Разборные красные крюки Comeup поставлял только в придачу к синтетике. Но даже их поставить или снять было делом не быстрым: как минимум, нужен был молоток, выколотка и жёсткая опора для удара. Теперь же достаточно расшплинтовать и вынуть палец, что можно проделать даже руками без пассатижей. Вроде бы мелочь? Но насколько упрощает жизнь! Даже не при плановой замене истрёпанного троса в гараже. В поле! Когда трос при неаккуратном обращении куда-то соскочил, намотался на колесо и запутался обо всё, что только можно. Снятый крюк тут может здорово помочь распутать петли и вытащить убежавший куда-то в ходовку трос. В общем, наглядное подтверждение заботы о новичках на офф-роуде!
Новый крюк выглядит внушительно. Он большего, чем принято у «легковых» Comeup, размера и немного другой формы, что удобно, когда застёгиваешь его на толстой корозащитке. А если он и не пролезет в какую-то пузотёрочную проушину – так на то шаклы придуманы. В общем, новый крюк достоин всяческих похвал и рекомендации ставить на остальной модельный ряд.
Роликовые направляющие у GIO тоже совершенно новые. Они на 15 мм шире по основе, заметно ниже, собраны на стопорных кольцах, а не на резьбе, и на полтора килограмма легче, чем те, которыми комплектуются остальные модели Comeup. Выигрыш в массе получился за счёт меньшего диаметра всех четырёх роликов, более низких вертикальных цилиндров и более тонкого металла основы. У новых направляющих 4 крепёжных отверстия, позволяющих установить их как в прежние точки крепления (254 мм), так и в разнесённые более широко (280 мм). Последний вариант удобнее при очень тесной компоновке, так как болтам крепления роликов не мешают опорные боковины самой лебёдки.
Пульт оказался самым обыкновенным, стандартным, но старого образца – без индикатора перегрева электромотора и потому с трёхштырьковым разъёмом. Разумный эконом-вариант.
Обычного в коробках с новыми лебёдками отдельно уложенного блока силового управления тут нет. Потому что он уже установлен на лебёдку и предполагается, что снимать его будут только в крайнем случае. А потому наконец-то вытаскиваем на свет тушку GIO 10 целиком. Всё. Можно разглядывать со всех сторон.
Общая длина корпуса лебёдок GIO меньше, чем у серий Gen2 и DV – за счёт размещения тормоза в барабане (на 5 см) и более компактных моторов (на 1 см) Это позволяет при той же длине барабана и, соответственно, троса, с большей лёгкостью размещать GIO внутри штатного бампера небольших автомобилей. Да и вообще упрощает компоновку.
Как мы убедились позже, GIO легко размещается между лонжеронами стандартной уазовской рамы. И, кстати, отлично прячется вместе с блоком управления в пухлый штатный бампер послерестайлового «Патриота».
Нехарактерная размотка
Первым делом на корпусе новой лебёдки в глаза бросается непривычная для Comeup форма ручки свободной размотки. Но это только вершина айсберга.
Тут изменён весь механизм, в результате чего в GIO не поставить любимый спортсменами пневморазмыкатель, но зато размотка стала намного легче, чем у остальных Comeup. Всего 3,5 кгс на первом слое, как выяснилось чуть позже, когда мы снимали с барабана трос.
Ручка при повороте на 180° при помощи скрытого эксцентрика выводит общую кольцевую шестерню 2-й и 3-й ступени редуктора из зацепления с корпусом, в результате чего вращаются при размотке только шестерни 1-й ступени. Узел потенциально уязвим для попадания воды внутрь при долгом погружении, но добротное резиновое уплотнение, точно подогнанный штифт-фиксатор, также оснащённый резинкой, и отсутствие люфтов старательно убеждает, что кратковременные нырки переключатель должен выдержать.
Всегда на месте
Другое заметное отличие новинки от остальных Comeup – электромотор: у него минусовой контакт смотрит назад, а не вниз, и крышка в виде нахлобучки. К тому же прямо на двигателе стационарно смонтирован силовой блок управления, соединённый с выводами мотора короткими и массивными медными шинами вместо проводов – прямо как у Comeup Blazer – самой быстрой спортивной «вертикалки» в арсенале компании.
Такое решение не только упрощает монтаж, но прежде всего снижает электрические потери в проводах и продлевает жизнь всей силовой электрике, особенно в неблагоприятных внешних условиях. Минус только один: увеличенная габаритная высота, которая может помешать скрытой установке в тонком бампере. Поэтому, если, по компоновочным соображениям, блок управления придётся снять, надо будет дополнительно оснастить его проводами к мотору.
Снимается блок не элементарно, но легко: придётся разобрать корпус блока, открутить стяжки со стороны мотора и подлезть в тесное пространство к гайкам на контактах. После этого контактор можно убрать.
Внутри блока управления всё просто: стандартный герметичный контактор, такой же как на DV или Gen2, и провода к разъёму. Радиомодуль не предусмотрен. Впрочем, если есть такая необходимость, то можно исхитриться с компоновкой и найти в корпусе под него немного места. Никакой гидроизоляции корпуса блока управления не предусмотрено – так что вода будет свободно вливаться и выливаться, а нагревающийся в процессе работы электромотор будет сушить пространство над собой.
Что же там внутри?
Полностью сняв трос, разбираем лебёдку на три части. Стяжки корпуса у GIO – просто стальные трубки, а стойки намного проще по дизайну и визуально легче, чем в серии Gen2.
Единственная хитрость: болты в стяжках различаются по длине. Со стороны мотора они больше, чтобы компенсировать толщину пластиковых проставок кронштейна блока управления.
Как и подобает недорогим массовым лебёдкам, барабан здесь вращается в пластиковых втулках скольжения. Сотрутся – легко заменить. При этом внутренние объёмы редуктора и мотора защищены со стороны барабана однокромочными сальниками большого диаметра. Сальники прочно сидят на своих местах, плотны и упруги, но лишены стягивающих пружинок. Как на старых Seal. Там это решение обеспечивает подтверждённую многочисленными тестами защиту на уровне IP-67 (погружение не более чем на метр и не дольше чем на полчаса). Для «гражданской» лебёдки – вполне достаточный вариант, не отменяющий её обязательного регулярного обслуживания в зависимости от частоты и длительности купаний.
Внутри барабана интересны всего две вещи, потому что больше там ничего нет: вал и тормоз. Главный вал – круглый с фрезерованными на концах шестигранниками, на которых явно видны следы упрочнения. Тормозной механизм, позволивший сократить длину лебёдки, - новинка Comeup.
Это конусная конструкция с тремя отдельными колодками, работающими по внутренней поверхности барабана. При этом конуса сдвигаются вдоль оси по спиралевидным направляющим, что позволяет очень точно регулировать момент схватывания колодок в зависимости от состояния последних. Это задумано, по всей видимости, для того, чтобы механизм не давал ни малейшего отката назад под нагрузкой, но при этом не создавал дополнительного трения в барабане. Таким образом конструкторы попытались устранить не только нежелательную потерю мощности и скорости при лебежении, но и избежать перегрева барабана, вредного для синтетических тросов. У этой задумки только один недостаток: тормоз всё-таки придётся периодически регулировать вручную, причём очень тщательно, подбирая преднатяг пружины, работающей на растяжение.
Электромотор выглядит на все свои 5,5 лошадиных сил без обмана. Большой диаметр и длина ротора, толстые жилы, дополнительная изоляция в уязвимых местах, закрытые шарикоподшипники на валу... Силовые выводы выведены в квадратные отверстия корпуса и уплотнены квадратными пластиковыми изоляторами, держащими ещё и место пайки. Это простое решение позволило избежать риска проворота шпильки и обрыва контакта при излишнем приложении усилий к контактной гайке.
Щёточный узел в оцинкованных направляющих выглядит очень надёжно и работать должен соответственно. Длинные стяжные болты обрезинены. Корпус электромотора снаружи очень плотно закрывается крышкой, дополнительно уплотнённой резиновой прокладкой. С обратной стороны, в месте стыка мотора с моторной стойкой, также применено резиновое кольцо. В общем, мотор сделан в лучших традициях Comeup, а по соединительным размерам и шлицам полностью взаимозаменяем с электродвигателями лебёдок других серий этой марки.
Планетарный редуктор устроен весьма нетрадиционно для Comeup. Во-первых, он разбирается только изнутри – со стороны барабана надо открутить 12 винтов, отделяющих корпус редуктора от опорной стойки. При помощи этих же самых винтов можно изменять расположение выключателя свободной размотки с шагом 45°.
Во-вторых, шестерни в редукторе не объединены в общие неразборные планетарные блоки, а насажены по отдельности на толстые оси. Такое решение в теории немного проигрывает по прочности традиционному с объединёнными шестернями, зато на практике сильно упрощает промывку и смазку редуктора при техобслуживании.
В редукторе предусмотрена дополнительная промежуточная опопра для главного вала: специально для него внутрь третьей ступени запрессована латунная втулка скольжения. При этом его торец с надетой на шестигранник солнечной шестернёй первой ступени вращается в пластиковой втулке, изготовленной из специального волокнистого полиамида, обеспечивающего необходимую прочность и износостойкость.
Впечатление от знакомства
Comeup выпустил отлично сбалансированную и продуманную конструкцию, которая будет пользоваться популярностью. Сделано добротно, разумно, долговечно. В прочем, ничего иного от мирового лидера в производстве лебёдок и не ожидалось. А о том, как новинка показывает себя в тестах и реальной эксплуатации, мы спустя некоторое время напишем отдельно. Следите за обновлениями!