4x4Sport.ru — интернет-магазин оборудования для внедорожников. Всё для Offroad и 4x4

Москва

+7 495 727-53-00
+7 495 727-53-12
По будням с 9 до 19, в выходные с 10 до 16
В корзине пустоКак сделать заказ?
Москва О магазинеКаталогОплатаДоставкаОтзывыБлогКонтактыВойти
Здесь Вы можете выбрать наш магазин
в вашем или ближайшем к вам городе.

4x4Sport.ru в городах

Москва Владивосток
БлаговещенскВолгоградВологдаВоронежГрозныйЕкатеринбургКазаньКалуга
КировНовокузнецкНовосибирскПензаПермьПетропавловск-КамчатскийСанкт-ПетербургСмоленскТверь (Московская)
ТюменьУлан-УдеУльяновскХабаровскЮжно-СахалинскГорода нет в списке

Войти



Регистрация / Забыли пароль?

Напомнить пароль


Регистрация

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Фамилия, Имя и Отчество
Электронный адрес
 
Контактные телефоны
 
Пароль Повтор пароля
 Пароль может быть длиной от 5 до 15 символов и состоять только из цифр, латинских букв, знаков подчеркивания и дефисов
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Заказать звонок

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Ваше имя
Номер телефона
 Ваш номер телефона с кодом города или сотовой сети.
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Задать вопрос

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Ваше имя
Электронный адрес
Ваш вопрос
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Сообщение директору

Ваше имя
Электронный адрес
Ваше сообщение
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Запросить цену

Пожалуйста, заполните все поля формы со звёздочкой
Ваше имя
Номер телефона
Электронный адрес
Предложите свою цену! руб.
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Запросить цену ошиповки шин

Пожалуйста, заполните все поля формы со звёздочкой
Ваше имя
Номер телефона
Электронный адрес
Модель шин, размер
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Усиленная подвеска SteelStaffШины MAXXIS RAZR MT
Каталог 8345 товаров Обновлено 12.12 в 01:35
Блог / Домкраты

Символ джиперской веры, или Всё о реечном домкрате

Краткий курс истории

Один из главных джиперских символов, реечный домкрат Hi-Lift, также часто именуемый хай-джеком, был придуман ещё задолго до того, как преодоление бездорожья стало массовым развлечением. Более того, когда в 1905 году американский изобретатель Филипп Джон Харра запатентовал этот инструмент под названием Automatic Combination Tool, в его родной Индиане не было ни одного полноприводного автомобиля! Да и обычные было легко пересчитать. Мистер Харра опередил даже самого Генри Форда! Его конвейер заработает ещё только через три года - в сентябре 1908. Лишь после этого начнётся массовая автомобилизация Америки, а затем и всего остального мира. На фото ниже - изобретатель, которому мы обязаны существованием хай-джека, с первоначальной версией своего самого известного творения.

 

Harrah

Для чего же тогда придумали главный офф-роудный инструмент? Для помощи фермерам в их нелёгком повседневном труде: поправить изгородь, выровнять покосившийся дом, поменять колесо на гружёной телеге, вытащить забитый в землю кол, подвесить тяжёлый груз, плотно сжать между собой предметы, которые необходимо соединить... Да мало ли в хозяйстве задач у приспособления, умеющего поднимать, тянуть, толкать и сдавливать, преобразуя одну человеческую силу в 2-3 тонны? При этом ему не требуется ничего постороннего: ни электричества, ни сжатого воздуха, ни пара. Чистая механика! Автономно, удобно, легко. Даже обслуживание механизма сводится только к поддержанию чистоты и самой минимальной смазке. На фото ниже - применение хай-джека в качестве тали в гараже.

Autohoist

До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году. И хотя при этом полностью сменился набор деталей, принцип работы хай-джека полностью сохранился. В 1920-х домкрат получил ещё два важных новшества: деревянную рукоять сменила стальная труба, а в качестве оси промежуточного рычага, также называемого шатуном, стали использовать предохранительный болт заданной прочности, ломающийся первым при превышении нагрузки на механизм. С тех пор больше ничего существенно не менялось, и Hi-Lift получил свой современный вид.

 

 

HL-605

Принцип работы

В основе механизма - две опорные площадки, удерживающиеся на рейке при помощи подпружиненных пальцев, и система рычагов, позволяющая перемещать их вверх и вниз в строго определённой взаимосвязи. Механизм работает благодаря перераспределению нагрузки между этими площадками. Основная опорная площадка - верхняя, она изготовлена как единое целое с клювом домкрата. Вес груза приходится на неё всегда. Нижняя площадка служит точкой опоры силового рычага при работе хай-джека на подъём или спуск. Вес груза на неё приходится только во время вертикального перемещения верхней площадки. В механизме также имеется переключатель, позволяющий изменять направление движения площадок. При этом в обоих режимах рукояткой домкрата нужно совершать одинаковые движения вверх-вниз.
 

 Устройство   Устройство 2

      

Рабочий цикл механизма со стороны не сразу понятен, но довольно прост. Если тянуть ручку вниз в режиме подъёма, то система рычагов будет поднимать верхнюю площадку, опираясь на нижнюю. При этом палец площадки с клювом благодаря верхнему скошенному краю и пружине выйдет в начале подъёма из отверстия в рейке, а в конце - перескочит в следующее. Тем самым груз фиксируется на ступеньку выше. Затем при поднятии ручки домкрата нижняя площадка без нагрузки подтягивается на одно отверстие вслед за верхней и фиксируется там с помощью своего подпружиненного пальца. При следующем ходе ручки вниз всё повторяется. Усилие на ручке появляется только когда её опускаешь, при движении вверх она не нагружена.

605-1

 

 

Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений. 

Из-за такой особенности механизма реечный домкрат под нагрузкой нельзя оставлять даже на мгновенье в режиме спуска, не придерживая ручку. Если машину нужно по каким-то причинам оставить на домкрате, его необходимо переключить на подъём, а рукоять поднять вертикально вверх. Вот так: 

9395

Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.

Но в определённых ситуациях неустойчивость реечного домкрата можно употребить себе на пользу. Например, для того, чтобы поставить на твёрдые бортики свалившуюся в колею машину. Надо лишь вывесить поочерёдно переднюю и заднюю часть над колеёй и, соблюдая осторожность, толкнуть в нужную сторону.

 

9923

Особенности ухода

Реечный домкрат неприхотлив, прост и почти безотказен. Единственное, что ему требуется – чистота. Если механизм забился грязью, что на офф-роуде случается сплошь и рядом, перед работой его необходимо дочиста вымыть. Хотя бы в ближайшей невзболомученной луже. После этого очень желательно слегка пролить его любой жидкой проникающей смазкой, способной вытеснять воду. Использовать более густые субстанции типа моторного, трансмиссионного или подсолнечного масла, а тем более любую консистентную смазку ни в коем случае нельзя! Они быстро наберут в себя песок и грязь и превратятся в абразив, что сделает работу механизма невозможной. Мыть, сушить и слегка смазывать проникающей смазкой хай-джек рекомендуется также время от времени в профилактических целях. Места смазки обозначены красным:

Смазка

Хранить хай-джек желательно всегда смазанным и держать в сухости, перевозя в багажнике или салоне внедорожника. Если его постоянно держать на улице, например, прикрутив к экспедиционному багажнику или бамперу, необходимо использовать специальный защитный чехол. Иначе подъемный механизм быстро забьётся грязью и реагентами, наберёт влагу и при долгом неиспользовании закиснет настолько, что восстановить его работоспособность станет серьёзной проблемой.

Это – идеальный вариант защиты:

 

 

case

 Но достаточно даже так:

protect

Модификации и магия цвета

Первые реечные домкраты были выкрашены в зелёный. Сейчас в этом цвете Hi-Lift Jack Company, ведущая свою прямую историю от основанной Филиппом Дж. Харрой в 1895 году Bloomfield Manufacturing Company, выпускает только специальную коллекционную серию с винтажным дизайном, современной конструкцией и факсимиле подписи изобретателя.
   

pj-jack

Основной объём продукции компания выпускает в красном или чёрном цветах. Это не столько дизайнерские изыски, сколько визуальное обозначение двух главных серий. Они одинаковы во всём, кроме четырёх деталей: у красных хай-джеков пятка, верхняя проушина, основание рукояти и рычаг-шатун отлиты из высокопрочного чугуна, а у чёрных - отштампованы из стального листа. Поэтому чёрные домкраты на несколько долларов дешевле и на полкило легче. Кроме того, есть ещё три нюанса. Из-за особенностей верхней проушины, эти хай-джеки нельзя использовать как струбцину без дополнительных приспособлений. Кроме того, из-за формы и длины промежуточного рычага у чёрных на 7% более высокое передаточное отношение механизма и примерно на 200 кг меньший фактический предел прочности предохранительного болта. Во всём же остальном, включая рейку, обе площадки и прочие детали механизма Hi-Lift обеих серий абсолютно одинаковы и взаимозаменяемы по частям. Поэтому весь фирменный сменный ремкомплект, включающий опорные пальцы, предохранительный болт и пружины, одинаково подходит на обе серии.

604-1

Предельная заявленная прочность всех Hi-Lift независимо от серии и длины 7000 фунтов (3175 кг). В лабораторных замерах, проведённых независимыми российскими экспертами, разрушения предохранительных болтов у чёрного и красного домкратов произошли при 3300 и 3500 кг соответственно. Если же говорить о практическом смысле офф-роудной эксплуатации, то разница между домкратами красной и чёрной серии настолько незначительна, что выбор в пользу любой из них - дело вкуса, наличия на складе в момент покупки или просто случая. А вот что касается длины, то она лишней на бездорожье не будет никогда. Особенно если машина отлифтована и поставлена на большие колёса. Если есть возможность в ней разместить самый большой 152-сантиметровый джек - берите и размещайте.

Xtreme

Помимо двух основных универсальных серий в производственной программе Hi-Lift Jack Company регулярно появляются «специальные выпуски», посвящённые различным юбилеям, событиям и категориям пользователей. Некоторые из них, более приспособленные к определённым видам деятельности, затем надолго остаются в постоянном производстве. Так, сейчас фирма выпускает реечные «спецустройства» для обслуживания прицепного сельхозоборудования, для пожарных и спасателей, для джиперов. Да, для любителей офф-роуда существует особый инструмент, ещё более приспособленный к потребностям покорителей бездорожья. X-treme Jack создан на базе красной модели, но отличается легкосъёмным креплением пятки и устройством многофункциональной верхней проушины, упрощающей работу в качестве ручной лебёдки. А специально для любителей квадриков и прочих лёгких вездеходов существует модификация UTV-Jack, оснащённая такой же проушиной, только максимально облегчённая и с укороченной рейкой.

utvjack

Функционал без границ

За более чем век существования оригинальных Hi-Lift, кто только не пытался копировать, дорабатывать и оптимизировать этот замечательный многофункциональный инструмент. В основном получалось немного дешевле. Но Hi-Lift так и остаётся символом, а многочисленные копии то всплывают на гребне рыночной волны, то вновь пропадают в пучине ширпотреба. Справедливости ради, среди них можно найти вполне работоспособные устройства. Но гораздо интереснее искать всё новые и новые способы применения хай-джека, как на бездорожье, так и вне его. В руках опытного и смекалистого джипера этот инструмент находит бессчётное количество дел, помогая не только извлекать безнадёжно застрявший автомобиль, но и ремонтировать его в периоды офф-роудного затишья. А довольно большое число различных приспособлений, придуманных для расширения функционала реечного домкрата, превращают его поистине в волшебную палочку. 

ORK

Чтобы не тратить время на перевязывание узлов и укорачивание-удлинение разных верёвок, существует готовый такелажный набор, помогающий быстро превратить домкрат в лебёдку и эффективно пользоваться всей длиной рейки. Две стальные цепи с крюками и креплениями на клюв и рейку, буксирная стропа, шакл, перчатки и стильная сумка, куда всё это богатство можно убрать.

HanAll 

 

Идея использовать достаточно длинную и лёгкую рукоять домкрата в качестве единого сменного черенка для всего шанцевого инструмента привела к созданию набора Handle-All. Лопата, топор, кирка и кувалда – все главные приспособления, сопутствующие внедорожно-инженерным работам на местности теперь можно брать с собой в одной компактной, но вместительной сумке! Но применять домкрат в качестве домкрата всё же приходится наиболее часто. Поэтому в ту же сумку при желании можно постараться уместить ещё и подставку под подошву Offroad Base, которая в несколько раз расширяет площадь опоры и повышает устойчивость реечного домкрата. Особенно на слабых грунтах.

 

orb

Вот только не всё в современном автомобильном мире можно подцепить с любой стороны прочным металлическим клювом. Для ситуаций, когда велик риск «попортить шкурку», а также в случаях, когда нужно поднять только колесо, не тратя время и длину рейки на растяжение всего вертикального хода подвески, отлично подходит приспособление под названием Lift-Mate, в обиходе называемое «подтяжки».

LM

Если же машину надо подцепить именно за край металлического бампера или какую-то другую прочную кромку силового обвеса, где клюв будет слишком длинен и неудобен, то отлично подойдёт Bumper Lift. Это устройство специально предназначено для такой задачи и рассчитано на подъём грузов до 1360 кг. 

Бампер лифт

 

Автомобили, оборудованные стандартным легковым фаркопом типа «шар», очень просто поднимать за него при помощи нехитрого металлического приспособления в виде специальной скобы с полусферическим углублением точно по размеру шара. В оригинальной коллекции аксессуаров Hi-Lift такого предмета, кстати, нет. Видимо потому, что в США фаркоп с шаром обычно вставляют на быстросъёме в стандартное квадратное гнездо, куда клюв хай-джека тоже свободно помещается. Но согласитесь, если фаркоп уже установлен, то поднимать машину, не вынимая его, будет гораздо удобнее!

PF   

PF2

Впрочем это ещё только самые популяные, но далеко не все устройства, расширяющие возможности хай-джека, которые можно встретить в джиперском обиходе. Многие сами мастерят себе самые разные приспособления для определённых задач. А кстати, какие необычные варианты применения хай-джека доводилось встречать и использовать вам?

Оригинальные домкраты HI LIFT

Текст: Евгений Константинов

Фото: автор, архив Hi-Lift Jack Company, архив 4х4Sport.

Связанные разделы:

 

Интернет-магазин автозапчастей, оборудования и инструментов для внедорожников 4x4Sport.ru

Создание сайта: lstudio.ru 2024

0.05