Изначально были созданы для установки на легкую, и не очень, бронетехнику, но со временем стали доступны и гражданским лицам. Есть 2 исполнения: ближнего света (сильно рифленое стекло) и дальнего (рифленое по центру), СМУ* обычно комплектуется ближний свет. Отражатели одинаковы, все отличие заключается в стеклах.
Прочный металлический корпус с двойной гидроизоляцией, толстое труднопробиваемое стекло толщиной в 10 мм, брутальный внешний вид и военное происхождение привели к быстрому росту популярности этих фар в кругах любителей OFF-ROADa, особенно у экстремалов.
Эксплуатация показала, что стекло крайне трудно разбить (даже внезапно выскочившее перед машиной бревнышко в большинстве случаев согнет крепления фары или собьет регулировку (хотя раз на раз не приходится), фары могут длительное время работать под водой на приличной глубине без какого либо ущерба для себя. Но как всегда не обошлось без огорчения. В штатном варианте фары комплектуются специфическими вакуумными лампами на 27 вольт, которые собственно и на заявленном напряжении не очень то светят, на напряжении в 12 вольт свет просто никакой.
Было найдено несколько путей решения этой проблемы (существуют правда лампы и на 12 вольт, однако они редки и довольно дороги, при этом не обеспечивают достаточное качество света, поэтому особой популярности не приобрели):
· Переходники под более распространенные галогеновые лампы стандарта H4 или H7. Является самым быстрым и дешевым вариантом. Стекло и отражатель выдерживают пыл галогенки, но не всегда удается правильно сфокусировать лампы, в таких случаях пучек получается очень широким и рассеянным, как у фар рабочего света.
· Следующим шагом является установка с теми же переходниками ксеноновых ламп. Проблема правильности фокусировки при этом остается, но интенсивность света сильно увеличивается (но и слепить они начинают неистово, поэтому включать такую оптику на дорогах общего пользования, а уж тем более в городе, чревато), кроме того снижается энергопотребление.
· Ну и наконец наиболее технологичный вариант - это замена стандартного отражателя на "вазовский", а конкретно от головной оптики ваз 2106. В итоге получается серьезный девайс, а в купе со встроенным ксеноном способен соперничать с продукцией именитых брендов. При этом, оставаясь относительно не дорогим, а главное "неубиваемым". Кстати с появлением блоков розжига 5 поколения ксеноновые танковые фары стали еще надежнее, поскольку компактные блоки балласта, все разъемы и высоковольтная проводка помещаются внутри герметичного корпуса фары. Но и такие фары не рекомендуется включать на дорогах общего пользования.
Танковые фары по праву стали одним из самых популярных осветительных приборов спортсменов да и просто любителей бездорожья. Частенько ими даже заменяют штатные головные фары!
*СМУ - светомаскировочное устройство. Предназначено для маскировки транспортного средства в темное время суток. Представляет из себя металлические крышки на внешние световые приборы (кроме фар головного света), с небольшими отверстиями и встроенными туда светофильтрами. СМУ на "головной" свет состоит из диска, на который крепится козырек (через шарнир), со встроенной линзой зеленого или синего цвета. Когда маскировка не требуется козырек поднимают и фары работают в штатном режиме. Поскольку СМУ очень существенно уменьшает световой поток - его снимают. В случае танковых фар, светомаскировку часто оставляют, для предания еще более грозного вида внедорожнику, но эксплуатируют фары все равно с открытым щитком.
Фара ближнего света со светомаскировочным устройством: