Топливозаборники подогреваемые (ТП) предназначены для забора дизельного топлива из бака в расширенном диапазоне температур окружающей среды, в том числе, при низких температурах до -40°С, когда забор застывшего и загустевшего топлива штатными топливозаборниками автотракторной техники невозможен. Предпусковой подогрев дизельного топлива и щелевого фильтра в ТП осуществляется электрическим нагревателем, работающим от аккумулятора (бортовой сети) автомобиля. Маршевый подогрев топлива при работающем двигателе осуществляется разогретым топливом обратки в ТП-101 (102), а также разогретой жидкостью-антифризом системы охлаждения двигателя в ТП-201 (202) и ТП-301 (302). Дополнительно в ТП-201 (202) исходное топливо подогревается, контактируя с разогретым топливом обратки. С этой целью ТП-201 (202) имеет специальный смеситель разогретой обратки с забираемым топливом. Жидкостной подогрев сохраняет энергоемкость аккумулятора и, в зависимости от температурных условий и применяемой модели ТП, как правило, обеспечивает проходимость подогретого топлива по всей топливной магистрали. В условиях низких температур возможен одновременный электро- и жидкостной подогрев. |
Топливозаборники подогреваемые НОМАКОН™ серии ТП-100, ТП-200 и ТП-300 в своих модификациях имеют ту же длину и те же присоединительные размеры по фланцу и штуцерам, что и штатные топливозаборники грузовых автомобилей МАЗ, КАМАЗ и других. Таким образом, ТП может устанавливается вместо штатного топливозаборника автомобиля, а также в качестве специального резервного топливозаборника для работы в зимних условиях.
ТП имеют ручное управление подогревом. Выключатель с индикацией устанавливается в салоне в зоне видимости с места водителя. Включение подогревателя осуществляется нажатием клавиши выключателя.
Топливозаборник включает щелевой фильтр грубой очистки топлива, виброустойчивый пожаро- и взрывобезопасный позисторный электрический нагреватель для предварительного разогрева щелевого фильтра и топлива, поверхностный пленочный жидкостной проточный подогреватель забираемого топлива горячей обраткой, или горячей охлаждающей жидкостью, фланец с коллектором и штуцерами ввода и вывода жидких сред, штуцер ввода электрического кабеля;
Топливозаборник рассчитан на забор дизельного топлива при температуре от -40°С до +45°С;
Электрический нагреватель имеет напряжение питания 12 В или 24 В и остается работоспособным при изменении напряжения от 70 до 130 % от номинального напряжения;
Время разогрева шелевого фильтра и топлива в топливозаборнике электрическим подогревателем в предпусковой период до достижения температуры плавления парафинов (депарафинизации) составляет не более 5-10 минут;
При температуре горячей охлаждающей жидкости более +60°С на входе в топливозаборник, последний обеспечивает подогрев забираемого дизельного топлива не менее, чем на 30°С при отрицательной температуре в баке;
Исполнение топливозаборника в зависимости от рабочего режима S1, по месту размещения на автотракторной технике и условиям эксплуатации – группа Ж по ГОСТ 3940, климатическое исполнение ХЛ2 по ГОСТ 15150 при температуре окружающей среды от -40°С до +45 °С;
Степень защиты оболочки топливозаборника, контактирующей с топливом внутри топливного бака, не ниже IP68, а вне топливного бака (наружная часть) не ниже IP67 по ГОСТ 14254;
Средняя наработка на отказ не менее 3000 часов, средний срок службы не менее 5 лет, средний срок сохраняемости не менее 2 лет с момента изготовления, консервации и упаковки.
Основные технические характеристики топливозаборников ТУ РБ 100009933.005-2002 с изм.1 |
||||||
Наименование | Модель, модификация | |||||
ТП-101 | ТП-102 | ТП-201 | ТП-202 | ТП-301 | ТП-302 | |
Напряжение питания постоянного тока, В | 12/24 | 12/24 | 12/24 | 12/24 | 24 | 24 |
Сопротивление электрического нагревателя, Ом | 2,2/4,7 | 1,1/3,5 | 2,2/4,7 | 1,1/3,5 | 3,5 | 3,5 |
Максимальный ток при включении, А, не более | 10/7,5 | 15/10 | 10/7,5 | 15/10 | 10 | 10 |
Номинальная электрическая мощность, Вт | 70/100 | 120/150 | 70/100 | 120/150 | 150 | 150 |
Номинальная тепловая мощность поверхностного жидкостного нагревателя, Вт, не менее, при температуре горячей охлаждающей жидкости 60°С и длине погружаемой части, мм, 340 430 520 690 |
- |
- |
250 |
350 |
500 610 690 800 |
750 900 1000 1200 |
Максимальный расход дизельного топлива, л/ч | 420 | 420 | 420 | 650 | 420 | 650 |
Расход горячей охлаждающей жидкости, л/ч | - | - | 200-500 | 350-900 | 200-500 | 350-900 |
Диапазон рабочих температур по топливу, исполнение | от -40°С до +45°С, ХЛ2 | |||||
Минимальный диаметр отверстия в топливном баке для установки топливозаборника, мм | 39,0 | 39,0/46,0 | 39,0 | 46,0 | ||
Максимальная высота над топливным баком, мм | 55,0-60,0* | 47,0-55,0* | ||||
Диаметры штуцеров, мм: - для забора топлива и ввода обратки - для подачи и отвода горячей охлаждающей жидкости |
10х1** (12х1) |
10х1** 14х1 |
12х1** 16х1 |
10х1** 14х1 |
12х1** 16х1 |
|
Вес в снаряженном состоянии, кг, при длине погружаемой части 340-690, мм | 0,4-0,65 | 0,7-1,2 | 0,9-1,4 | 1,5-2,2 | 1,7-2,8 | |
Материал корпуса и штуцеров | Нержавеющая сталь типа 12Х18Н10Т |
Нержавеющая сталь типа 12Х18Н10Т, термо- и бензостойкий пластик |
||||
Управление подогревом | Ручное | |||||
Режим работы | Продолжительный |
* - зависит от размеров фланца бака автомобиля
** - зависит от размеров штатного штуцера автомобиля
В комплект поставки входят:
топливозаборник в упаковке, электромонтажный комплект для подключения к бортовой электросети автомобиля, монтажный комплект для бака и трубопроводов подачи горячей охлаждающей жидкости (крепежные подкладки, винты, тройники, шаровые краны, хомуты, прокладки), паспорт, инструкция по монтажу и эксплуатации.
Обозначение при заказе:
Топливозаборник подогреваемый
НОМАКОН™ ТП-201/L-1 24В ТУ РБ 100009933.005-2002,
где ТП-2 – обозначение модели;
01 – номер модификации;
/L – длина погружаемой части топливозаборника в топливный бак, мм;
- 1 – наличие электромонтажного комплекта для ручного управления,
24В – напряжение питания бортовой сети автомобиля, В
МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
МОНТАЖ
Рис. 1. Монтаж насадки на топливозаборники серии ТП-100
Рис. 1а. Монтаж насадки на топливозаборники серии ТП-200
Рис. 1b. Схема подключения топливозаборников серии ТП-200 к охлаждающей и топливной системе двигателя
Рис. 2. Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника однопроводная (переключатель с подсветкой)
Рис. 3. Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника однопроводная (переключатель без подсветки)
Рис. 4. Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника двухпроводная (переключатель с подсветкой)
Рис. 5. Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника однопроводная (переключатель без подсветки)
Рис. 6. Отверстие для установки переключателя
Расшифровка буквенной маркировки проводов:
к - красный или коричневый
г(ф) - голубой или фиолетовый
ж - желтый или оранжевый
ч - черный
ж/ч (к/ч) - желто-черный или красно-черный
ЕН1 - Нагреватель позисторный НМК.ОТ015.200.000.00
FU1 - Предохранитель 15А
КА1 - Реле
SA1 - Переключатель с подсветкой
R1 - Резистор
Х1 - Разъем
- Топливозаборник устанавливается в топливный бак вертикально. Конструкция топливозаборника имеет исполнения с теми же присоединительными размерами по фланцу и штуцерам, что и штатные топливозаборники автомобилей КАМАЗ и др. Никакой доработки топливного бака для установки топливозаборника не требуется, необходимо лишь взамен штатного топливозаборника установить обогреваемый.
- При необходимости сохранения штатного многофункционального топливозаборника (например, в импортных автомобилях), монтаж обогреваемого топливозаборника на топливном баке осуществляется в дополнительное специально подготовленное отверстие с использованием крепежных полуколец, поставляемых в комплекте с топливозаборником, изделий в следующей последовательности (см. рис.1.):
1. Выберите место для установки топливозаборника и вырежьте в баке отверстие Ø39 мм;
2. Установите топливозаборник в бак и разметьте места для сверления пяти отверстий Ø6 мм. Сверление выполните после извлечения топливозаборника из бака;
3. Наложите на опорную поверхность снаружи бака крепежные полукольца таким образом, чтобы оси отверстий в баке совпали с осями отверстий в полукольцах. Не меняя положения полуколец, выполните разметку под сверление двух технологических отверстий Ø6 мм с зенковкой 1,5x45 под головки потайных винтов М5;
4. Удалите из бака стружку и опилки, попавшие туда при доработке;
5. Установите через отверстие Ø39мм внутрь бака и закрепите двумя технологическими винтами М5 с потайной головкой два крепежных полукольца;
6. Установите топливозаборник в подготовленное отверстие на резиновую прокладку и закрепите к полукольцам винтами М5.
Подключение топливозаборников серии ТП-100
Подключение электрического нагревателя к бортовой сети автомобиля осуществляется по однопроводной схеме (см. рис. 2) с использованием электромонтажного комплекта (цветовая маркировка проводов указана на схеме). При этом провода, соединенные с отрицательным полюсом бортовой сети (минусом), подключаются на корпус (кабину, раму и т.д.) автомобиля в непосредственной близости к подключаемым узлам. Реле и предохранитель закрепляются под крышкой на приборном щитке. Провод от разъема топливозаборника до кабины прокладывается вдоль существующего жгута проводов и крепится к нему хомутами (бандажами). Переключатель с подсветкой крепится в удобном для водителя месте на приборном щитке (размеры отверстия для установки переключателя указаны на рис.6) При комплектации топливозаборника переключателем без подсветки рядом с переключателем устанавливается светодиод с держателем. При этом подключение к бортовой сети автомобиля осуществляется по схеме, изображенной на рис. 3, а для держателя светодиода сверлится отверстие Ø6,5 мм. Топливозаборники, изготовленные по специальному заказу, могут иметь подключение к бортовой сети по двухпроводной схеме (при комплектации переключателем с подсветкой - по схеме рис. 4, а при комплектации переключателем без подсветки - по схеме рис.5)
Подключение топливозаборников серии ТП-200
Подключение топливозаборника к системе охлаждения двигателя осуществляется напорными резиновыми рукавами (в комплект поставки не входят) по схеме - см. рис. 2. Перепускной узел крепится к конструкциям автомобиля с помощью винтов М6, а крепление рукавов производится хомутами из комплекта монтажных изделий.
При монтаже резиновых рукавов необходимо обеспечить:
- отсутствие перегибов, уменьшающих сечение рукава;
- защиту от перетирания в местах крепления к конструкции автомобиля, например, с помощью резиновых прокладок;
- защиту от воздействия высоких температур в зоне расположения выхлопного коллектора.
Подключение злектрического нагревателя к бортовой сети автомобиля осуществляется по схеме электрической принципиальной (см. рис. 3) по однопроводной схеме с использованием электромонтажного комплекта (цветовая маркировка проводов указана на схеме). При этом провода, соединенные с отрицательным полюсом бортовой сети (минусом), подключаются на корпус (кабину, раму и т.д.) автомобиля в непосредственной близости к подключаемым узлам. Переключатель и светодиод с держателем крепятся в удобном для водителя месте на приборном щитке (размеры отверстия для установки переключателя указаны на рис.7, а под держатель светодиода сверлится отверстие 6,5 мм). Реле и предохранитель закрепляются под крышкой на приборном щитке. Провод от разъема топливозаборника до кабины прокладывается вдоль существующего жгута проводов и крепится к нему хомутами (бандажами). Топливозаборники, изготовленные по специальному заказу, могут иметь подключение к бортовой сети по двухпроводной схеме - см. рис. 5.