Динамическая стропа - один из самых простых и доступных, но при этом очень эффективных и многофункциональных внедорожных аксессуаров. Она не требует никакой спецальной подготовки автомобиля, но позволяет извлекать из грязевого плена более тяжёлую и подготовленную технику. Наличие лебёдки совершенно не уменьшает значения стропы. Наоборот, в сложных ситуациях она нередко помогает работе с лебёдкой, работая в качестве страховки от переворота, корректора вектора тяги, сцепки. Существует специальная методика применения «динамики» в качестве удлинителя лебёдочного троса. В общем, вариантов много. Но как и почему это всё работает?
Физика процесса
Проще всего вытаскивать легкую машину более тяжелой, находящейся на сухой шершавой поверхности. Тогда подойдёт любой трос достаточной длины и прочности. Надо только аккуратно и плавно потянуть. Увы, такие условия встречаются обычно в сборнике школьных задач по физике. В большинстве случаев из жизни для плавного равномерного движения тягачу не хватает сцепления с грунтом или массы. Но чаще того и другого вместе. Поэтому водителю приходится дёргать застрявший «груз». Помните из сказок, как измерить силушку богатырскую? Всё верно: умножаем массушку на ускореньице. Стало быть, лёгкость можно компенсировать скоростью разгона.
Но есть один нюанс. Рывок – это удар наоборот. У него есть неприятная особенность: приложение максимальной силы происходит резко и в самый первый момент, а потому оторвать что-либо гораздо проще, чем при плавном вытягивании, когда нагрузка на буксировочную систему растёт постепенно. Направить разрушительную мощь рывка в полезное русло помогает динамическая стропа. Благодаря собственной эластичности она растягивает рывок во времени, гася первоначальный удар и позволяя плавно наращивать приложение силы к застрявшей технике. Вначале, удлиняясь, такой трос запасает часть энергии тягача, а затем, начинает сжиматься и отдаёт её обратно, помогая вытягивать. Таким образом, за счёт большего времени приложения силы увеличивается её импульс.
Поэтому совершенно ошибочны утверждения, что дёргать «динамикой» опаснее, чем нерастяжимым тросом из-за более высокой вероятности что-то оторвать. Всё как раз наоборот. Чем менее эластичен трос, тем жёстче рывок и выше его разрушительное воздействие. При прочих равных условиях нерастяжимый стальной канат разорвёт гораздо более прочное соединение, чем динамическая стропа. Проблема совершенно в другом. Оторванный элемент, оставаясь на конце троса, отправляется в полёт по направлению вектора тяги. Траекторию могут скорректировать оставшиеся на месте части автомобиля и прочие посторонние предметы. При этом дальность и скорость полёта увеличивается за счёт высвободившейся энергии, которую трос успел накопить при рывке. Вот в этой ситуации подобная натянутому луку «динамика» может выстрелить сильнее жёсткого каната. Хотя и тот, отрывая кусок железа от застрявшего, тоже обладает немалой разрушительной энергией. Поэтому технику безопасности надо соблюдать при работе с любым тросом, цеплять его только за предусмотренные для этого силовые элементы и не стоять в зоне возможного полёта. А ещё очень желательно использовать тросогаситель. Хотя бы импровизированный, из телогрейки или даже мокрых штанов. Иначе всё может случиться как в Angry Birds.
Индивидуальный выбор
Благодаря свойствам материала и особенностям плетения ткани динамическая стропа способна под нагрузкой упруго удлиняться до определенного предела, а затем, набрав запас энергии, столь же упруго сжиматься. Ей даже не обязательно быть стропой: существуют динамические верёвки круглого сечения и принцип работы у них тот же. Просто плоская лента удобнее для автомобиля, так как её можно компактнее свернуть и аккуратнее сложить в багажнике. Меньше шансов, что когда она понадобится, её придётся распутывать из клубка змей.
Максимальное удлинение динамической стропы достигает обычно где-то 20%. У разных моделей оно немного различается в зависимости от производителя, состава волокна и заявленной прочности. Поэтому «динамика» может быть более мягкой или жёсткой. Такого диапазона эластичности большинству строп хватает для правильной работы. Но надо учитывать, что на практике способность к удлинению зависит от силы, развиваемой тягачом. То есть подбирать тоннаж стропы надо под его массу, а не под потенциальных спасаемых. Иначе легкий тягач не сможет достаточно растянуть чересчур прочный трос, чтобы использовать его возможности на все сто. А слишком тяжелый тягач рискует порвать слабую для него верёвку, дёргая даже относительно лёгкий груз. Предел прочности должен соответствовать предполагаемым нагрузкам.
Оптимальная прочность «динамики», как показывает практика, лежит в пределах от двух до трёх полных масс тягача. Чем выше этот коэффициент, тем жёстче стропа работает. Кроме того, способность аккумулировать механическую энергию возрастает вместе с длиной троса. Поэтому длинная стропа всегда эффективнее короткой, главное чтобы на её использование хватило места.
Минимальная эффективная длина «динамики» для легкового внедорожника, если выбирать из готовых покупных тросов, это 9 метров. Более короткие, стандартной буксировочной длины пять-шесть метров, даже при способности к упругому растяжению, запасают мало энергии. Но если короткая «динамика» не слишком прочна, то она вполне годится для квадриков и прочих лёгких мотовездеходов.
Особенности ухода
Динамическая стропа при всех своих суперспособностях – штука простая и неприхотливая. В большинстве случаев в качестве материала применяют волокна на основе нейлона. Таким стропам не страшны ни жара ни морозы, они остаются пригодными во всём диапазоне температур, встречающихся в практике офф-роуда на Земле.
Единственное, что категорически нельзя – оставлять промокшую стропу на морозе. Нейлоновые нити не впитывают воду, но влага удерживается между ними, где и замерзает. Превратившаяся в армированную льдину стропа теряет эластичность и может попросту сломаться при рывке. Даже если замёрзшей воды внутри троса немного, это тоже плохо: твёрдые ледяные кристаллы, находясь между натягивающихся при рывке волокон, будут их постепенно перетирать и рвать. Точно такой же абразив для них – песок, глина и прочий грунт, попадающий в структуру троса независимо от окружающей температуры. Поэтому грязную динамическую стропу лучше постирать в большом объёме воды. Для этих целей отлично подойдёт большая бочка или ванна. Намыливать можно любым стиральным порошком или хозяйственным мылом, и обязательно хорошо выполаскивать. Известны случаи, когда столь ответственное дело поручали стиральным и даже посудомоечным машинкам. Но всё же лучше поберечь нежную бытовую технику, которая рискует забиться вымытым из стропы грунтом.
Пользуясь стропой, надо учитывать, что для нейлона вреден ультрафиолет. Конечно же, от обычного применения стропы в яркий солнечный день ничего страшного не случится: такое воздействие слишком непродолжительно по времени. Но всё время хранить «динамику» под палящими лучами, например, постоянно перевозя её на верхнем багажнике или намотав сзади на запаску всё-таки не надо. От такого обращения трос постепенно будет терять прочность и эластичность. Поэтому лучше всего держать стропу в непроницаемом мешке, сумке или другом чехле, который будет защищать не только её от вредного излучения, но и содержимое багажника от грязи после применения троса по назначению.
Все динамические стропы в магазине 4х4Sport