4x4Sport выводит на российский рынок новую марку высококачественного синтетического троса DYNAMICA ROPES. «О, ещё один кевлар!» - подумает иной подкованный джипер и... будет не прав. Потому что в данном случае использован совершенно другой материал, который применительно к внедорожной теме гораздо лучше. Так что новая «верёвочка» датского производства – замечательный повод рассказать о том, почему кевларом зачастую оказывается вовсе не кевлар, из чего и как делают синтетические лебёдочные тросы и, наконец, в чём между ними различие кроме цены.
В русском языке кевларовый трос сродни джипу, ксероксу и памперсу. Высокопрочное полимерное волокно, название которого зарегистрировано в качестве торговой марки французским химическим концерном Du Pont, стало нарицательным именем для всего класса изделий из современных синтетических нитей, вытесняющих сталь с лебёдочных барабанов. При этом мало кого смущает, что тросы у разных производителей могут оказаться из волокон, в основе которых будут совершенно разные органические полимеры. В том числе весьма далёкие по своей структуре и свойствам от кевлара. Например, полиамидные соединения типа капрона и нейлона, полиэфирные типа лавсана, вариации на тему полипропилена и многое другое, что обязано своему появлению успехам органического синтеза в середине ХХ века.
Между тем, арамиды к которым относится кевлар – не самый лучший материал для офф-роудных тросов. Во-первых, благодаря особенностям молекулярной структуры они работают на сжатие лучше, чем на разрыв. Поэтому, с точки зрения физики, делать из них доспехи – более правильно, чем верёвки. Во-вторых, что гораздо хуже, кевлар и его аналоги впитывают воду, при намокании теряют почти половину прочности и при последующем высыхании полностью её не восстанавливают. А где вы в наших краях видели офф-роуд на сухую?
Из всего многообразия синтетических нитей под внедорожные реалии лучше всего подходит сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности (СВМПЭ). Он не впитывает воду и никак с ней не взаимодействует. Практически невосприимчив к кислотам, щелочам, спиртосодержащим растворам и всем автомобильным техническим жидкостям. Очень устойчив к ультрафиолету, морозу, микроорганизмам и солёному ветру океана. Отличается высокой усталостной выносливостью, выдающейся прочностью на разрыв, великолепной для синтетики стойкостью к абразивному истиранию и перерезанию острыми кромками. Плюс к этому – практически нулевая растяжимость и малый вес. Изначально волокна СВМПЭ получаются белого цвета, но в процессе последующей обработки при производстве троса им придают разные цвета.
Суперпрочные нити из этого дальнего родственника пакета для супермаркета были впервые созданы в середине 60-х в лаборатории голландского химического концерна DSM, но лишь спустя десятилетие там смогли освоить их промышленное производство. Волокно назвали Dyneema и до сих пор оно остаётся одним из самых прочных материалов для канатов и строп. Плюс к тому же и одним из наиболее безопасных. Благодаря минимальной растяжимости, канат из Dyneema запасает минимум кинетической энергии, а потому при превышении порога своей прочности не стреляет, а достаточно мягко разъезжается.
Выдача путёвки в жизнь затянулась благодаря сложности технологического процесса. Голландским учёным долго не удавалось разработать простую и экономически выгодную схему получения пряжи. В результате остановились на гель-формовании. Выглядит оно так: после синтеза из этилена готовый сверхвысокомолекулярный полимер замачивают в декалине – одном из немногих растворителей, которым он поддаётся. Получившийся гель выдавливают в воду и вытягивают в тонкие волокна при температуре около 100 градусов, попутно удаляя растворитель. В процессе формования молекулы выстраиваются в очень длинные линейные цепочки, обеспечивающие волокну его выдающиеся свойства.
В сравнении со сталью Dyneema получилась в 10 раз прочнее на единицу массы. А если брать за точку отсчёта одинаковый диаметр троса, то Dyneema оказалась чуть более прочной чем сталь, но в десять раз легче. Мало того, усталостная прочность при пиковых нагрузках у синтетического каната несравнимо выше. Это касается как рывков, так и циклов плавной нагрузки. Так, тесты показали, что стальной трос без потерь способен выдержать около 6500 циклов нагрузки на 50% от его максимальной прочности, тогда как Dyneema благополучно перенесла 10 миллионов подобных циклов.
Голландский концерн DSM до сих пор остаётся в лидерах по производству сверхвысокомолекулярного полиэтиленового волокна, поделив рынок только с американской компанией Honeywell, специалисты которой тоже приложили руку к созданию чудо-нити. Американцы выпускают аналог Dyneema под маркой Spectra. В последние годы в это биполярное равновесие с переменным успехом пытаются ввязаться вездесущие китайцы, традиционно старающиеся взять ценой. Но пока отхватить большой кусок от сверхпрочного полиэтиленового пирога им не удаётся. Видимо, пряжа не совсем та выходит...
Неудивительно, что в такой ситуации голландцы подсадили на своё чудодейственное вещество производителей канатов, такелажа, морского и альпинистского снаряжения по всему миру. Многие известные марки высококачественных лебёдочных тросов тоже сделаны из волокон Dyneema. Среди них оригинальный трос Comeup, а так же Dextron, Am-Steel Blue... И, наконец, герои нашего материала.
Датская компания DYNAMICA ROPES тоже вяжет свои верёвки из голландской Dyneema. Этот факт многое объясняет. Например, название. Так что оставьте при себе неуместные фантазии по поводу тридцати метров динамической стропы на лебёдочном барабане и производимого ею эффекта. И не думайте, что современный флагман мировой канатной индустрии это кружок макраме, только очень большой. Здесь тоже хватает химических лабораторий, испытательных стендов, дорогостоящих разработок, уникальных технологий и тщательно оберегаемых секретов.
Выбрать исходный материал – ещё только начало. Не менее важна его предварительная и финишная обработка при плетении каната, во многом определяющая свойства и возможности готового продукта. Именно они позволяют из одного исходного волокна получать разные тросы для различных условий эксплуатации, с разными характеристиками и разной ценой.
Из всего многообразия верёвок, выпускаемых DYNAMICA ROPES, для оффроудных целей до сих пор в основном применялись модели с индексом SK в названии. Как правило, SK-78 и SK-99. Это универсальные всепогодные тросы общего назначения, внешне отличающиеся стандартным 12-прядным плетением и синим цветом. У них каждая структурная прядь обработана полиуретаном от неблагоприятных внешних воздействий и подвергнута термической усадке, чтобы увеличить прочность и снизить растяжимость. Готовый канат также проходит через полиуретановую обработку.
Впрочем, в ушедшем году DYNAMICA ROPES представила специально для джиперов абсолютную новинку: офф-роудный лебёдочный трос марки FORTUNA. Как и SK, он сплетён из Dyneema в виде оболочки из 12-прядей, но отличается жёлтым цветом и другой обработкой волокна. В результате он выходит существенно дешевле, чем SK-78 и тем более SK-99. Но обладает в сравнении с ними чуть меньшей прочностью. Подробности того, как и на чём удалось сэкономить, производители не раскрывают. Тем не менее, по результатам сертификационных испытаний, FORTUNA остаётся в числе лучших современных моделей троса для лебёдок. Смотрите сами:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||