Вопрос живучести элементов ходовой части далеко не последний при выборе тюнинговой подвески. А давайте проверим, насколько просаживаются пружины Tough Dog за десяток лет в офф-роуде на одной машине? За это время они прошли без малого 250 тысяч км, при этом один раз успели смениться все 4 амортизатора. Нынешние демпфирующие элементы уже тоже накатали далеко за сто тысяч километров, поэтому внезапно вытекший левый перед огорчил, но не удивил. Лишь подал окончательный сигнал к тому, что бы полностью проинспектировать ходовую часть и при этом сравнить состояние пружин Tough Dog с пробегом почти в четверть миллиона километров с такими же новыми. Все работы было решено провести в гараже Базы Боевых Самопрыгов в Зеленограде.
На автомобиле был установлен самый популярный комплект подвески для Toyota Land Cruiser 70 лёгкой серии с 1990 года независимо от длины базы и положения руля. Он включает в себя передние пружины TDC 960L, задние пружины TDC 960L и соответствующие им по характеристикам двухтрубные ячеистые масляные амортизаторы FC 41254 спереди и FC 41255 сзади. На машины этого поколения в качестве единственной альтернативы у фирмы есть только ещё по одному существенно более жёсткому варианту пружин – для тех, кто спереди обвешен трубопроводами, а сзади постоянно возит поклажу свыше 300 кг. Но это не наш случай.
Конструкторы Tough Dog разрабатывали элементы для этого комплекта, ориентируясь на особенности подвески машин в пятидверном кузове с правым рулём. Хитрость в том, что тут задние пружины немного различаются: правая длиннее левой на 7 мм. А у точно таких же леворульных машин они одинаковы и соответствуют более длинной. Единственное разумное объяснение этому в том, что в Японии водитель и запасное колесо всегда находятся по одному борту, а в Европе – по диагонали. Поэтому на задних пружинах Tough Dog стоит маркировка L и R. Типа поставь правильно, и смотри не перепутай. А передние пружины при этом всегда совершенно одинаковы независимо от руля.
Так как же поставить задние пружины на леворульный Land Cruiser J7? В своё время ради эксперимента мы их перепутали местами, но спустя некоторое время вернули согласно заветам австралийских товарищей. Причина была в том, что при равномерной, но сильной загрузке багажника возникал явный перекос на правый борт, а правый зад пробивало на неровностях первым. Правда, для этого надо было хорошо прыгнуть. А вдруг налево перекосит? – думали мы, меняя задние пружины местами. Но вопреки опасениям, у ходовой части автомобиля от этого просто выровнялось восприятие нагрузки. Такой же ровной в статике и в динамике подвеска осталась по сей день.
И вот настало время проверить состояние пружин. Самая объективная и показательная методика для этого проста, но трудозатратна. Надо выставить машину на ровный пол и замерить её высоту со всех сторон по четырём контрольным точкам на кузове на нынешнем комплекте пружин. Затем разобрать подвеску и сравнить вынутые упругие элементы с точно такими же новыми, взятыми со склада Tough Dog. После этого собрать автомобиль на новых пружинах и снова замерить высоту от пола по контрольным точкам. А затем – ещё раз снова всё разобрать и собрать, чтобы вернуть старые пружины на место, а новые – обратно на склад. И на закуску ещё раз померить высоту со старыми пружинами, чтобы убедиться в отсутствии погрешности замера сразу после установки в сравнении с прикатанным состоянием. В общем, две полные переборки подвески и три серии замеров не сходя с места. Целый рабочий день с хвостиком.
Тогда, при первоначальной установке Tough Dog, никаких замеров и меток сделано не было, а точность впечатлений давным-давно стёрлась из памяти. Почему-то со временем сложилось стойкое ощущение, что с новья подвеска была всё-таки повыше. Сказать по правде, я ожидал любого результата нынешних измерений, тем сильнее он удивил. На старом комплекте пружин контрольные точки на колёсных арках оказались ниже, чем на новом, всего на 6 мм сзади и на 1 мм спереди. И это за почти четверть миллиона километров и десять с хвостиком лет! Вообще ни о чём! Такая разница оставалась неизменной при всех замерах: что на полупустой машине с повседневной загрузкой, что с пассажирами и багажом.
При этом в свободном состоянии старые пружины разжались на миллиметр сильнее новых. В замерах на верстаке разница между двумя задними комплектами сократилась до 5 мм, а все четыре передние пружины сравнялись по длине, показав ровно 400 мм.
Почему задние пружины просели сильнее передних? Рискну предположить, что причиной могли послужить вынужденные серьёзные перегрузы, которые время от времени случались в дальних поездках. Сверхнормативный багаж влияет главным образом на заднюю подвеску. Но вы только вдумайтесь, на какую величину просели пружины, при том, что им доставалось все эти годы. Это же величина погрешности дешевых китайских линеек! Пружины великолепно сохранили все свои рабочие качества, продолжают отлично справляться, полностью устраивают и в замене не нуждаются.
Что же касается амортизаторов серии Foam Cell, то их можно уже и поменять после пробега далеко за сотню тысяч. Вытекший амортизатор дал к этому сигнал. При том остальные три демпфирующих элемента пока не подают признаков поспешных сборов в загробный мир, продолжая работать уверенно и равномерно. Разве что стали помягче процентов на 10 в сравнении с новыми, и потребовали срочной замены всех резинок. Интересно, есть ли ещё более живучая подвеска?
Все лифт-комплекты и элементы подвески Tough Dog в магазине 4х4Sport.