Весь мир делится на две категории. Одни любят поуже, а другие – пошире. Размер 255/85-16 (или R16) предназначается первым. Более узких шин при 33 дюймах высоты просто не найти. Размер относительно редкий, но стабильно востребованный в офф-роудном сегменте. Обычно к нему обращаются любители функционального тюнинга: на таких колёсах внедорожники едут гораздо круче, чем выглядят. В основном это лёгкие туристические и покатушечные машины или универсальный транспорт рыбаков и охотников. Иногда подобный размер выбирают для младших классов большого трофи, особенно под глиняные и каменистые трассы. Оно и понятно: если речь идёт не о слабонесущем грунте, где проходимость напрямую зависит от величины опорной плюшки, то узкая шина обладает массой преимуществ в сравнении с широкой. В первую очередь она выигрывает в точности управления и лёгкости манерирования, особенно в колеях. К этому прилагаются более высокая стабильность на кочковатых прямиках, лучшая динамика и экономия топлива. Так что не зря узкие шины столь популярны в ралли-рейдах. И уж вовсе не для демонстративного аскетизма ими обычно комплектуют на заводах простые рабочие модификации всех профессиональных внедорожников, начиная с «Виллиса».
Скрытая агрессия
Интересный факт: для узких высокопрофильных размеров шинники нередко создают особый вариант протектора, отличающийся от основного меньшим числом рядов шашек. В случае МТ от этого рисунок получается более злым и лучше приспособленным к тяжёлой глине, чем у основного варианта шин. В случае с MaxxisCreepy Crawler М-8090 так делать не стали, очевидно, решив, что агрессии в протекторе и без того достаточно. Просто пропорционально уменьшили размер шашек центральных рядов беговой дорожки. А вот величину крайних грунтозацепов сохранили практически без изменений. Эти огромные в соотношении с общей шириной «клыки» стали главным внедорожным оружием модели в данном типоразмере.
На беглый взгляд, Creepy Crawler – обычная грязевая покрышка. Шашки-ромбики вызывают забавную ассоциацию с колёсами ЗиЛ-130. Вот только глубина и ширина просветов в протекторе отнюдь не зиловские. Особенно по краям. Между грунтозацепов плечевой зоны легко помещается коробок, что сразу же вызывает уважение. Отсутствие «R» в маркировке размера подтверждает, что здоровенные шашки по краям беговой дорожки – не бутафория. Благодаря диагональному корду их не оторвёт под большими нагрузками, которые будут возникать при выходе из колеи с пробуксовкой, попытках зацепиться за каменистый выступ и прочих повседневных подвигах экстремальной резины. При этом центральная часть протектора выглядит довольно плотной, намекая, что данный представитель класса ХТ способен не только на внедорожные победы, но и пригоден к самостоятельным асфальтовым перегонам между ними. Исторические корни этого рисунка шин восходят ещё к универсальной штатной обувке Willys MB, со временем трансформировавшейся в «туристические экстремалки» вроде Simex Jungle.
Спор между направленным и ненаправленным рисунком грязевого протектора сродни спору между бензином и дизелем, парт- и фулл-таймом, автоматом и механикой... В любом случае, за ненаправленным рисунком всегда остаются универсальность единственной запаски, одинаковая гребучесть при езде любой стороной вперёд и, как правило, надёжность при движении вдоль скользкого грунтового склона. Жителю болотистых равнин последнее не менее важно, чем сыну гор: выезжать на рельеф всё равно время от времени приходится, а опыта и вкатанности там всегда не хватает. Потому что живёшь на плоскости и мыслишь в 2D.
Maxxis разрабатывал Creepy Crawler в первую очередь для скальных грунтов, рок-кроулинга и преодоления каменистых трейлов в режиме семейного отдыха. По заявлению производителя, у них усиленный каркас и стойкий к разрывам состав резиновой смеси. В наших условиях это позволяет с меньшими опасениями преодолевать бурелом, вырубки, горельники, брошенные техногенные объекты и прочие места, где велик риск порвать колёса. А так как M-8090 предназначены не только для спорта, то и по долговечности они должны оставаться в разумных рамках, а не стираться до половины к финишу каждой гонки. В общем, поставить эту резину на автомобиль, наматывающий значительную долю километража на разведках внедорожно-туристических маршрутов, было крайне интересно.
Вот такой вышины
Поставленные в багажник рядком четыре новенькие шины удивили: почему ещё столько свободного места? Неужели резину так сплющило в стопке на складе? Глазомер спорил с маркировкой и в итоге оказался прав. Собираем колёса на дисках 6-дюймовой ширины и замеряем: 240х830 при 2 атм и 233х827 при 0,5 атм. Вот те раз... Получается не 255/85, а 235/90-16. Или же, если перевести размер в дюймы, 32,7х9,25 вместо 33,1х10. Недоборчик... Но так как это самый маленький типоразмер из «легковых» вариантов покрышки, то для кого-то оно даже неплохо. Спортсменов на таких шинах техком точно не отправит в класс к монстрам, а новичкам в мире офф-роуда они создадут меньше неожиданных требований к лифту и геометрии шасси.
Ещё приятный момент. Узкие М-8090 заметно добавляют манёвренности. Куда больше, чем ожидаешь, особенно при переходе на них с 285/75R16. У машины ощутимо уменьшился радиус разворота: новые шины позволили сильнее вкрутить ограничительные болты на поворотных кулаках и выворачивать колёса на больший угол до касания шашками клюшек.
Похоже, что этот Maxxis оказался вообще самым узким из всех возможных вариантов грязевой резины в 33-м размере. На этих колёсах подготовленная машина выглядит непривычно, сбивая с толку даже намётанный глаз относительно степени подготовки и внедорожных способностей. Тоже, кстати, своеобразный плюс для тех, кто не хочет привлекать внимание на дороге. При этом на короткой трёхдверке шины будут смотреться более гармонично, чем на тяжёлом длиннобазнике. Но вы же помните: имидж – ничто! Самое интересное – как шины едут и что позволяют.
Можно, только осторожно
Диагональная грязевая резина – не лучший выбор для агрессивной езды по городу. Даже если это «условно-туристический» Maxxis. Я тоже сначала повёлся на плотный рисунок узкого протектора, ожидая от него послушности и сцепления с асфальтом на уровне обычной всесезонки. Но не тут-то было.
Во-первых, шины оказались очень мягкими и требовательными к давлению. Обычных 1,8 на пустой машине им оказалось мало, чтобы чётко держать траекторию в повороте и не колыхаться на ямках, заплатках и продавленных грузовиками колеях. От ощущения студня под ногами избавила только накачка ещё на пол-атмосферы. Поведение на твёрдой дороге заметно исправилось. Кто там говорил, что М-8090 дубовые? Не про 255/85-16. Хотя, судя по маркировке на боковине, тут тоже 8 слоёв корда, как и у остальных типоразмеров этой модели. А вот индекс нагрузки заметно ниже – 900 кг против 1800 у 38-го размера. Но там и ширина в полтора раза больше.
Во-вторых, даже перестав подламываться при резких манёврах, шины не дают расслабиться и получать удовольствие от активного асфальтового драйва. С ними покрытие городских улиц и пригородных шоссе внезапно становится скользким. Особенно после дождя или на свежеуложенных участках. Тормозишь интенсивнее – колёса блокируются как зимой, заходишь в поворот порезче с добавлением газа – корму срывает. И это даже без лишнего запаса мощности под капотом! Чтобы не пугать соседей по потоку, приходится перестроить манеру вождения и начать ездить подобно вольво-драйверу, как метко выражаются в политкорректной Европе. Впрочем, любая другая экстремальная грязевая резина управляется на твёрдых дорогах не лучше. В этом классе шин способность передвигаться своим ходом по городу и гонять на дальняк по шоссе – только приятный бонус к офф-роудным свойствам. И есть он далеко не у всех представителей. Так что, по меркам ХТ, на асфальте у М-8090 всё скорее хорошо. Обычная для диагональных моделей после долгой стоянки «квадратность» проходит довольно быстро: через 10 км по шоссе шины вновь радуют идеальной формой. Комфортная трассовая скорость 90-100 км/ч при заявленной максималке 110, вибраций нет, гул не слишком напрягает даже за целый день, аквапланирование отсутствует как класс. Колёса легко отбалансировались и за весь сезон больше не просились к станку. Что ещё надо, чтобы добираться к местам их применения?
Праздник непослушания
Как я и ожидал, созданные для американских камней шины в узком исполнении отлично подошли и для среднерусских глинистых косогоров. В их активе - великолепный зацеп и способность держать траекторию на склоне в любом направлении. Они дают возможность очень точно отруливать сложные галсы по размешанной тракторами дороге, держась за бортики колей и довольно легко выползать наверх, если всё-таки свалился. Даже чиркая мостами, можно повернуть руль, дать газу – и оказаться на гребнях. Пока машина едет и можно пользоваться её инерцией, боковые зацепы классно прокладывают себе путь наверх даже в вертикальных стенках. Более того, узкие М-8090 оставляют нехилые шансы выбраться самостоятельно, если уже встал, но машина движется хотя бы на полметра вперёд-назад. Главное согласовать действия рулём и газом. Потому что если их не согласовать, результат может оказаться началом путешествия к центру земли на месте.
Копательные способности у шин очень хороши, поэтому применять их приходится с умом и к месту. Например, при необходимости развернуться поперёк колей. Или когда неглубоко под жидкой грязью есть твёрдое основание. Получив хоть какую-то опору на твердь, этот Maxxis вытащит с перископной глубины увязшую колёсную лодку невзирая на количество жижи, которую придётся толкать мостами. Вот только бы знать наверняка, что эта твердь там есть.
С другой стороны, задействовать такой режим приходится редко. На тяжёлом бездорожье благодаря отличному зацепу, шины позволяют ехать медленно и вдумчиво внатяг на понижайке, прощупывая колёсами скрытый под грязью рельеф. И при необходимости откатываться по собственным следам назад. Зачастую так выходит даже эффективнее.
По той же причине М-8090 очень требовательны к силе нажатия на газ на слабонесущих грунтах. При езде по торфянику, мокрой луговине и неприкатанной песчаной отсыпке строящейся автомагистрали управление правой педалью сравнимо с виртуозной игрой на музыкальном инструменте. Диапазон между «ещё не тянет» и «уже копает» очень узкий. К нему нужно приноравливаться. Но, поймав его и закрепив навык, можно творить вездеходные чудеса и чувствовать себя звездой внедорожного праздника. Когда привычка к поведению шин становится устойчивой, резина действительно позволяет очень многое и даже вызывает ощущение вседозволенности с чётким пониманием, где она закончится.
Граница способностей 33-х Creepy Crawler лежит примерно по береговой линии болот. Сдуть их в плоскую плюшку, чтобы превратить в ползучую гусеницу, увы, невозможно. Резина плющится хорошо, но главным образом вдоль. И ладно бы так. Но при давлении ниже 0,8 под движущимся автомобилем походной массой порядка 2,2 тонн шины складываются вбок. От этого машина перестаёт управляться, а движение по принципу «хоть бы куда, лишь бы ехало» грозит разбортированием. Бедлоками это особо не исправить: они будут держать закраины, но не предотвратят подламывания боковин.
В результате экспериментов с давлением точка офф-роудного оптимума между управляемостью и сцепными свойствами застыла на отметке 1,2 атм с возможностью досдуть на мягком до 0,8. Слишком много, скажете? Нет. Помните разницу в плюс полатмосферы на асфальте? Тут она тоже сохранилась. И дело вовсе не в манометре. Я на него ещё раньше вас подумал. И перепроверил двумя другими. Так вот, эта требовательность к повышенному давлению – особенность данной модификации шин, которая сохраняется во всем диапазоне условий. По жёсткому разбитому грейдеру, например, наиболее комфортно и быстро получается ехать при 1,9. То есть, в данном случае получилось экспериментальным путём вывести физический закон Узкого-Краулера. Практически во всём диапазоне условий шина Maxxis M-8090 255/85-16 едет и ведёт себя так, как будто давление в ней на 0,5 меньше.
На фото ниже - отпечатки протектора при 2,0 атм (длина следа 190 мм); 1,2 атм (длина следа 205 мм); 0,8 атм (длина следа 230 мм); 0,5 атм (длина следа 255 мм); 0,2 атм (длина следа 285 мм). Но два последних режима на практике бесполезны из-за подлома боковин в движении. Ширина всех отпечатков по протектору 200 мм.
На все случаи, но не для всех
Выбирая Creepy Crawler, я рассчитывал получить универсальную обувь на каждый день с терпимым неудобством в повседневной езде ради значительного выигрыша в проходимости. Оно так почти и получилось, но, опять же, в узком диапазоне моих условий. Не быстрая машина, большой процент офф-роудных пробегов в общем километраже, разнообразие грунтов и непредсказуемость предстоящих препятствий. При этом без секундомера и практически без откровенно болотных участков, столь любимых организаторами спортивных мероприятий. В таком режиме узкие М-8090 смогли отлично раскрыть свои достоинства. Creepy Crawler дают мало поводов к тому, чтобы включать межколёсные блокировки или разматывать лебёдку, позволяют почти не раздумывать над выбором траектории в сложных местах. Шины здорово экономят время на сложных участках и очень незначительно тратят его на асфальте. Износостойкость, судя по результатам прошедшего тёплого сезона, у них тоже неплоха.
При этом М-8090 остались специализированным инструментом, как и было задумано производителем. Подобно любой другой профессиональной технике, она позволяет очень многое, но требует настройки, привычки и умения правильно пользоваться. Она может в умелых руках творить чудеса, а в неумелых – наломать дров. Это внедорожная резина, заточенная в наших условиях под тяжёлую глину, рельеф, брёвна и прочие сложные препятствия. Разумеется, она предназначена для скал и каменных осыпей, но оценить эти способности в полной мере посреди Среднерусской равнины практически негде. Поэтому в Центральном Нечерноземье, да и в Черноземье тоже, их стихия – тяжёлые грунтовые дороги в распутицу. Но именно дороги, а не болотный ковёр. В моём случае способности шин во многом совпали с возможностями автомобиля, его предназначением и режимом эксплуатации. И это содружество получилось весьма успешным.
Евгений Константинов