Грамотная постройка подвески внедорожника – дело сугубо индивидуальное. Прежде всего, оно зависит от задач, которые предстоят машине. Но не только от них. Работая над ходовой частью, важно учесть имеющееся и планируемое в ближайшем будущем к установке дополнительное оборудование: для правильной работы подвески крайне важно, чтобы используемые элементы соответствовали приходящейся на них нагрузке.
Простой пример. После установки лебёдки и стального бампера для компенсации их массы потребуются более жёсткие передние пружины, чем стояли. Иначе машина будет ездить всё время носом вниз и чиркать колёсами по аркам. Подобное справедливо и для задней подвески: попробуйте установить в машину спальник, дополнительный бак и повесить две запаски, как вы сразу же поймёте, что старые пружины перестали справляться с работой и их пора менять более жёсткими. А может быть даже дополнять пневмобаллонами. После этого можно обратить внимание и на поведение амортизаторов, отмечая, насколько их будет хватать с увеличившейся нагрузкой. Но это всё долгий путь проб и ошибок. Можно ли пройти его проще и дешевле? Инженеры Tough Dog уверены, что можно!
Для этого нужно заранее чётко определить и точно просчитать, какие именно элементы подвески понадобятся в процессе превращения стандартного автомобиля в подготовленный. Это не так сложно, когда точно знаешь, для чего будет использоваться автомобиль и как он будет укомплектован. Важно лишь учесть все нюансы, а ассортимент продукции Tough Dog даст возможность максимально точного выбора.
Вот, например, распространённый вариант: нужен повседневный внедорожник с небольшим лифтом и чуть увеличенными колёсами, способный участвовать в дружеских покатушках. Лебёдки пока нет, но она будет нужна и планируется в обозримом будущем. Кроме того периодически эта же машина будет таскать очень тяжёлый прицеп по плохим дорогам. Очевидно, что в такой ситуации передние пружины надо сразу брать в расчёте на будущую лебёдку. А вот задние лучше поставить из самой мягкой серии, рассчитанные на дополнительную нагрузку не более 300 кг. Жёстче не надо, так как основную часть времени автомобиль будет ездить практически пустым. При этом ради регулярных поездок с тяжёлым прицепом на заднюю ось машины рекомендуется установить дополнительные пневмоэлементы, которые будут брать на себя всю лишнюю нагрузку в таких вояжах. По той же причине из амортизаторов лучше всего выбрать регулируемые, которые позволят изменять свою жёсткость по ситуации. Если бы не прицеп, на повседневной универсальной машине можно было бы обойтись простыми, но невероятно живучими амортизаторами из серии Foam Cell.
Другой пример: пикап-техничка, постоянно загруженный тяжёлыми ящиками, инструментами и инвентарём. Спереди стандартный бампер, лебёдки нет и больше никаких доработок не предвидится. Значит, на переднюю ось надо ставить самые мягкие пружины под нужную величину лифта. А вот сзади – наоборот, максимально жёсткие, рассчитанные на постоянную нагрузку свыше 500 кг. Потому что масса груза, постоянно находящегося в кузове пикапа, заведомо превышает эту цифру и автомобиль никогда не ездит пустым. Нагрузка на подвеску всегда примерно одинакова, поэтому регулируемые амортизаторы тут не нужны. Достаточно Foam Cell. Или Ralph в случае работы быстрой техничкой на гонках.
Сложнее всего спроектировать конфигурацию подвески заранее, когда при постройке машины хочется всего и сразу, но работа ведётся урывками. В такой ситуации до воплощения изначальных замыслов в реальности может так никогда и не дойти. Подобное случается не только при ограниченном бюджете, но и когда строят экспедиционник на все случаи жизни. А затем, не доведя дела до конца, рвутся его поскорее применить по назначению.
Что же делать в такой ситуации? Как минимум, трезво оценить ближайшие перспективы. А затем, ещё до начала большой стройки взвесить машину по осям. Это даст отправную точку для расчётов, когда придёт пора выбирать подвеску – прямо перед самым первым большим выездом, когда хотя бы часть предполагаемого оборудования уже будет установлена или как минимум закуплена. Только тогда можно будет достаточно точно определить, насколько потяжелеет машина по каждой из осей. Разумеется, не забывая о массе багажа и экипажа. Во многих случаях такая промежуточная конфигурация автомобиля сохраняется надолго и к дальнейшим радикальным перестройкам приходится возвращаться ещё очень не скоро.