2-3 августа 2025 года на территории ВДНХ прошел масштабный автомобильный фестиваль "ПроДвижение".
Наша команда посетила это мероприятие и составила для вас Топ-10 внедорожных экспонатов по версии 4x4Sport.
1. LADA Niva Sport T2
Строилась для старта в соревнованиях в категории стандартных автомобилей Т2. Выиграла ралли-марафон «Шёлковый путь» 2024 в категории Open. Гонка проходила в России и Монголии, протяженность дистанции составила более 5500 км. 180 л.с.
2. Москвич-410, 1957 г.
Один из первых в мире легковых автомобилей повышенной проходимости с несущим кузовом. Создан на базе агрегатов малолитражной модели "Москвич-402", но имел два ведущих моста, зависимую рессорную подвеску всех колес и двухступенчатую раздаточную коробку.
При этом использовался опыт горьковских коллег, которые разрабатывали полноприводные вездеходы М-72 и М-73. Одновременно с седаном выпускался универсал "Москвич-411". В 1958 году обе модели получили более мощный двигатель от "Москвича-407". До 1960 года было произведено в общей сложности 11890 полноприводных Москвичей. 1,2 л., 35 л.с.
3. ГАЗ-61, 1941 г.
Полноприводный автомобиль на базе "эмки" ГАЗ-М-1 - один из первых в мире вездеходов с комфортабельным кузовом, предтеча всех современных внедорожников. Развертывание его производства пришлось на начало Великой Отечественной войны. Машина предназначалась высшему командному составу Красной Армии, но по мере необходимости попадала даже в распоряжение командиров дивизий и бригад.
Всего до 1945 года изготовили 171 седан (заводской индекс ГАЗ-61-73) и 36 пикапов-тягачей противотанковых пушек (ГАЗ-61-416). 6 цил., 3,4 л., 85 л.с.
4. Автомобиль Фрезе и Яковлева, 1896 г. (копия)
Копия первого русского автомобиля. Оригинальная машина была представлена 1 июля 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Одноцилиндровый двигатель, трансмиссия, рессорная подвеска, рулевое управление и тормоза были разработаны и изготовлены на заводе газовых и керосиновых двигателей Е.А. Яковлева, а изящный двухместный кузов на экипажной фабрике П.А. Фрезе.
В 1898 году Петр Фрезе наладил мелкосерийное производство подобных моторных экипажей, двигатели для которых приобретал заграницей. 1 цил., 2 л.с., 20 км/ч.
5. LADA Niva T3, 1991 г.
Гоночный внедорожник, участник супермарафона "Париж - Москва -Улан-Батор - Пекин" 1995 года. Автомобиль выступал в классе спортпрототипов. Кузов оснащен стальным каркасом, усилен в местах крепления трансмиссии, двигателя и подвески. Все тормоза дисковые, амортизаторы сдвоенные. Пористый резиновый бак вмещал 250 л. топлива.
В 1995 г. два экипажа на LADA Niva T3 заняли 2-е и 3-е места в своем классе. 1,9 л., 135 л.с.
6. УАЗ-2760 "Сталкер"
Полноприводный пикап с двухместной кабиной дебютирует на Московском международном автосалоне в августе 2001 года. Перспективная модель создана в единственном экземпляре и сконструирована на шасси серийного УАЗ-3162 "Симбир" с увеличенной до 3000 мм колесной базой. Объем платформы (2190 х 1560 х 1500 мм) с пластиковым кунгом составляем 5 м3, общая грузоподъемность 800 кг. Под капотом расположен дизельный двигатель ЗМЗ с турбонаддувом.
Массовое производство "Сталкера" планируют начать в 2003-м, но в итоге предпочтение отдают автомобилям более современного семейства "Патриот". 2,24 л., 98 л.с.
7. Тот самый "синий трактор". ЛТЗ Т-40, 1976 г.
Сельскохозяйственный колесный трактор Т-40 Липецкого тракторного завода - один из самых массовых тракторов в Советском Союзе, привычный элемент сельского пейзажа в любом уголке страны. Оснащался дизельными двигателями воздушного охлаждения Д-37 (37 л.с.) или Д-144 (50 л.с.) производства Владимирского тракторного завода. Выпускался как в заднеприводном, так и в полноприводном вариантах. 4,15 л., 37 л.с.
8. LADA Tarzan
Внедорожник на агрегатах "Нивы", но в кузове "Самары". 1,7 л., 80 л.с.
"Тарзаны" существовали в трехдверном и пятидверном вариантах. Кузов от ВАЗ-2108 или 2109 устанавливали на оригинальную сварную раму, а двигатель 1,7 и трансмиссию с раздаточной коробкой без изменений позаимствовали у "Нивы" ВАЗ-21213. Некоторые машины оснащались дизелем 1,9 Peugeot. Подвеска всех колес независимая - и спереди, и сзади использована передняя двухрычажка от "Нивы". В общей сложности с 1997 по 2003 год выпустили около 2500 машин.
9. ЛуАЗ-967
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности. Опытно производился на Луцком автомобильном заводе примерно с 1965 года по 1975 год было сделано около 10 машин, серийно же начал производиться с 1975 года по 1989 год.
Транспортёр имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении. 0,9 л., 27 л.с.
10. LADA Samara T3, 1990 г.
Самое грандиозное перевоплощение "Самары" из советской малолитражки в гоночного монстра. С 1990 по 2000 год такие "Лады" участвовали в ралли-марафонах "Париж-Дакар", "Париж-Пекин", "Париж-Кейптаун" и даже выигрывали "Ралли Фараонов". Прототип - Lada Samara T3 с пространственной трубчатой рамой и двигателем Porsche объемом 3,6 литра. Как и у донора, мотор располагался сзади. Трансмиссия - от модели 911 Carrera 4. А вот от самой "восьмерки" - только фары, ветровое стекло, ручки дверей и эмблема.
Всего построено 4 гоночных автомобиля. Это самые быстрые и самые дорогие "Самары" в истории. 6 цил., 3,6 л., 360 л.с.