Пятый день экспедиции на Маньпупунер вместе с проектом Red off-road expedition и магазином внедорожного снаряжения 4x4sport.ru
7 августа мы вышли колонной в 14 экипажей из города Ивделя Свердловской области, чтобы за семь дней через перевал Дятлова дойти до Печоро-Илычского заповедника и одного из чудес России – столбов выветривания Маньпупнер.
Постепенно накапливалась усталость людей и машин, увеличивался риск не выйти к заповеднику вовремя, а значит и вовсе не попасть на плато.
Утро порадовало нас прекрасной солнечной погодой, а это бывает в этих местах и в это время года не сказать чтобы часто. Комплекты одежды у всех были подобраны скорее под позднюю осень с заморозками, и как же приятно было снять с себя все эти термухи и флиски и немного позагорать, пока собираешь лагерь.
Чтобы вы понимали уровень нашей экологической грамотности – мусор мы делили на две части. Который можно аннигилировать на месте, и тот который ехал с нами до конца экспедиции в большую цивилизованную помойку. С гордостью заявляю, что стоянки после нас становились чище чем до нашего приезда, потому что помимо своего мы убирали ещё и чужой мусор.
Ночевали мы неподалёку от одного из многих живописных горных ручьёв, протекающих вдоль поросшего невысоким лесом склона. Воспользовавшись ситуацией, набрали с собою для внутреннего употребления вкуснейшей воды. С пресной водой вообще всю поездку никаких проблем не было, но была особенность – её не получалось долго хранить, задыхалась, появлялся слегка неприятный привкус. Но в свежем виде – давно ничего вкуснее не пил, и все минералки с полок магазинов и рядом не стояли!
Стоит отметить действие на нашу группу информационного детокса. Первые дни многие ещё носили с собою по привычке в карманах мобильные телефоны. Я время от времени даже слышал фантомные звонки и сообщения… но связи не было, необходимость в телефоне отпала и понемногу этот налёт цивилизации начал отпускать. Оставшись без тотального диктата маленького цифрового мерзавца, иначе осмысливаешь происходящее, начинаешь лучше слышать свои мысли и обращаешь больше внимание на то, что тебя окружает. Возможно это прозвучит несколько высокопарно, но я не вижу смысла снижать этот пафос – начинаешь уделять больше внимания ближнему, слушать его и не реагировать, не торопясь с ответом. Как же нам порою не хватает этого в больших городах.
Но прочь, сплин… итак: утро, солнце, собрали лагерь, построились на брифинг и помчали.
В качестве зарядки сразу подъём по курумнику, и даже с учётом того, что ветер и солнце уже подсушили его к нашему прибытию – из-за величины уклона зайти на него своим ходом получалось далеко не всегда. Благо ещё встречались на склоне деревья для лебежения. А когда не встречались – джипер джиперу друг, брат и якорь.
Пошла уже привычная рутинная работа, штурманы, помимо работы с лебёдкой стояли перед машинами и показывали куда крутить руль чтобы ювелирно маневрировать между острыми высокими камнями. Часть особенно противных, но не особенно держащихся за почву камней мы выкорчевали и убрали с дороги. Так что можно смело сказать – мы сделали дорогу на Маньпупунер чуть-чуть лучше, для всех последующих путешественников.
После преодоления леса и подъёма дорога наверху улучшилась, и дело пошло быстрее. Поверьте на слово, на северном Урале в хорошую солнечную погоду, когда видимость максимальна, а ветер не уносит вас в облака – просто потрясающе красиво! Это стоит увидеть своими глазами, это стоит ощутить, как ветер, солнце и мурашке на коже, это то, что останется потом с вами навсегда.
Ребята по-разному старались получше закрепить эти впечатления в своей памяти. Кто-то отчаянно фотографировал, кто-то просто молчал и впитывал на подкорку. Мне очень импонировал метод Алексея Сапрыгина – на живописных остановках он надевал наушники, поворачивался к бесконечному горному пейзажу и слушал любимую музыку. У меня тоже работает такой музыкальный якорь на воспоминания и я его поэтому очень понимал. Не сомневаюсь, что когда на трассе в Казань, зимой, ночью, он включит в машине громко-громко эти треки – у него не то что картинки всплывут в памяти, а даже запахнёт в салоне черникой, горными травами и кедровым лесом…
Добрались до известной горы под названием «Щебёнка», это одно из немногих простых и понятных названий, которое не означает «место где бродит дух белого горного оленя» или «проклятая гора затонувших бобров»… нет, просто гора из очень мелкой фракции камня.
Здесь находится горный лагерь "Щебёнка" расположенный в 40 км на север от перевала Дятлова, на границе трёх регионов — республики Коми, ханты-мансийского автономного округа и Свердловской области. Отсюда начинается древняя мансийская тропа в Сибирь.
Лагерь расположен у подножья огромной насыпи курумника, издалека похожей на гору щебня, заготовленную древними строителями. Удачное расположение лагеря делает его одним из основных опорных пунктов на Северном Урале.
Горные модули-бочки чем-то напоминаю по внутреннему устройству купе поезда. Четыре полки-кровати, по центру окно. От ощущения, что ты вошёл в поезд Москва — Сочи, избавляет наличие в центре помещения металлической печки. Как и во многих местах, где останавливаются туристы, тут лежит какая-то тетрадь дневник, на подоконнике нашлись перекись водорода и аскорбиновая кислота.
Был там и вигвам приспособленный в качестве туалета… но… копать вглубь тут сложновато, объём ёмкости был невелик, а пеших и автомобильных туристов проходит довольно много. В общем… как сказать… пользоваться им по прямому назначению что не получится, там тоже своя небольшая гора под крышей.
А тем временем солнце начало заваливаться за дальние пики гор, невероятно солнечный и тёплый день подходил к концу. Временами было аж до +24 градусов!
Зашли в небольшой лес, по выходу из которого было принято решение искать ночёвку. Какие-то предполагаемые места стоянок у нас были обозначены в навигаторах, но по факту большую часть времени мы сочиняли стоянки в новых местах, и каждый раз довольно удачно.
В лесу ещё поборолись напоследок с бездорожьем, перепады высот, близко растущие к дороге деревья. Но всё прошли в рабочем порядке. Это был один из немногих дней когда у нас совсем ничего ни у кого не сломалось, не разбортировалось и не отвалилось. Похоже удача, которая время от времени поворачивалась к нам копчиком, сегодня баловала нас по полной. За день мы прошли значительные 28 километров, что по местным меркам – довольного много.
Завтра нас ждали скромные 14 километров, выход к Вологодской грани и подготовка к пешему походу на плато Маньпупунер, который был запланирован послезавтра. Главное, что несмотря на многочисленные трудности, похоже мы успевали посетить заповедник в назначенные нам даты. А это значит, что мы выполним на 100 процентов поставленные перед экспедицией задачи, что, я вам скажу, удаётся далеко не всем. Вообще, фразы «гора не пустила» я слышал от других туристов неоднократно, далеко не всем удаётся дойти до конечной цели с первого и даже со второго или третьего раза. Такие уж это непростые места, где так мало зависит от человека… и так много от… от чего-то ещё.
Текст: Роман Герасимов
Фото: Алексей Сапрыгин, Роман Герасимов
Цикл рассказов об экспедиции
Наш коллега, Роман Герасимов участвовал в проекте Red Off-road Expedition - Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр и поделился своими впечатлениями. Представляем цикл увлекательных рассказов Романа об экспедиции.
Аудиоверсия. Подкаст об экспедиции
Предлагаем вам прикоснуться к атмосфере прошедшей экспедиции и прослушать подкаст
Подкаст #5
Слушать весь подкаст
По мере готовности подкаст дополняется новыми сериями.
Следующий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #6
Предыдущий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #4
Фильм об экспедиции
Будет выложен на канале "Дороги Дороги" и здесь ссылкой по готовности фильма.