Реликтовое озеро на новый лад
Легендарное внедорожное соревнование «Лебедушкино озеро», состоявшееся в окрестностях Твери уже в 20-й раз, принесло экипажу 4х4Sport в составе Бориса Павлова и Алексея Вихарева «серебро» в триале в стандартном классе. Так что в награждении на этот раз мы участвовали не только как призовые спонсоры.
А дело было так.
На протяжении всего XXI века, и даже чуть дольше, для джиперов Твери и ее ближайших окрестностей, простирающихся до Москвы включительно, это соревнование остаётся символическими проводами зимы. Традиции – упрямая вещь. Сейчас совмещать в одно мероприятие триал и скоростной спринт уже мало кому приходит в голову. А в те былинные времена, когда всё ещё только начиналось, такие мультигонки был вполне в порядке вещей.
Мало того! Тогда и результаты по сумме двух дисциплин считали! Даже в спортивном зачёте. Сейчас, в эпоху узкоспециализированных болидов большого спорта, подобное кажется вовсе немыслимым. Но в то стародавнее время, когда BFGoodrich был самой злой резиной, а Warn безраздельно царил на полях лебёдочных сражений, случалось ещё и не такое.
За двадцать лет реликтовый формат «Озера» прочти не претерпел изменений. Разве что дисциплины считать по отдельности стали. Но зрелищность и накал борьбы от этого не пострадали. А так – мёрзлый грунт, лёд, зависимость от капризов погоды и самое пёстрое собрание техники, которое только можно найти в это время года.
Техника на грани фантастики
Самая удивительная машина в этот раз – почти обычная с виду «Ока» собственным именем Okella. Что в ней такого? Кажется, только колёсики в ней побольше, да подвеска повыше...
А теперь откроем багажник и заглянем. Там – мотор! С коробкой передач и всем, что ещё ему полагается. А что тогда под капотом? Невероятно, но... тоже мотор! И оба синхронно работают, приводя в действие свою собственную пару колёс.
Эта дважды микролитражка под управлением Андрея Морковкина задала такого жару на двух своих полувосьмых моторах, что четырёхлитровые Jeep и Toyota не успевали угнаться по спринтовому кольцу. К общему удивлению, из борьбы вылетел даже грозный ралли-рейдовый прото-пикап Сергея Соболева! А «Ока» осталась и взяла в итоге «золото» спринта.
Эикпаж 4х4Sport выступал тоже на очень интересной по нынешним временам машине. Трёхдверный Range Rover Classic уже давно мог бы претендовать на звание полноценного олдтаймера и рассчитывать на старты в пижонских ретро-ралли со смокинговым дресс-кодом... Если бы не успел стать самым узнаваемым летающим символом знаменитого Тверского внедорожного фестиваля OffroadFest.
Каждое лето этот автомобиль, мастерски управляемый Борисом Павловым, восхищает зрителей неимоверными прыжками, а во время подготовки к фесту трудится одной из организаторских машин. Вот только уехать своим ходом с фестиваля после отлично отработанной шоу-программы ему удаётся не всякий раз.
Рождённый ползать получл приказ летать
На «Лебёдушкином озере» Range Rover 4х4Sport убедительно напомнил всем, что офф-роуд – это не только для тех, кто рождён ползать. В его исполнении были самые высокие прыжки на трамплинах спринта и вертикальные взлёты на ступеньки в триальных секциях. Правильно построенная крепкая подвеска и могучий V8 творили чудеса и срывали аплодисменты.
Но к всеобщему удивлению, этого почему-то не хватило, чтобы на спринте пробиться в полуфинал. Соперники подобрались тоже умелые и быстрые. К тому же еще и на шипах. Range Rover же щеголял в экстремальных Silverstone. И хотя с каждым часом на улице становилось теплее, а ледяная трасса заезд за заездом всё сильнее таяла и покрывалась водой, погоде так и не удалось превратить зимний спринт в грязевой, где эти шины смогли бы себя показать во всей красе. К тому же практической возможности менять резину от заезда к заезду у спортсменов не было. По регламенту, заезды в спринте и триале происходили одновременно и машины выходили на старт то туда, то сюда порой без перерыва.
А вот на трассах триала грунт менялся под влиянием погоды буквально с каждым заездом. Утренние секции и вечерние были как будто в разные дни. Насыпной грунт причудливого рукотворного холма, оттаял – и вот тут-то ставка на ХТ себя полностью оправдала.
Борьба в триале была нешуточной: правила позволяли дополнительные попытки, чтобы улучшить свой результат – и многие ими пользовались. Правда, при этом не всем удавалось одержать победу над собой. Особенно долго эта борьба тянулась в спортивном классе, но с наступлением сумерек закончилась и она. Можно было приступать к награждению, в котором 4х4Sport поучаствовал не только своим экипажем, но и предоставленными призами.
Все - в парк!
Среди участников юбилейного «Озера» были как ветераны, участвовавшие ещё в самых первых выпусках этого состязания, так и те, кто в те времена ещё только едва дорос до детской коляски. Но преимуществ в знании трасс в этот раз не было ни у кого. И триал, и спринт были проложены буквально накануне стартов.
Всё происходило на совершенно новом месте – в парке внедорожно-технических видов спорта «Полигон», организованном тверским длжип-клубом «Лебедушка» на месте огромного пустыря возле городской объездной дороги.
Нынешнее соревнование стало здесь первым спортивным мероприятием. В планах перенести на «Полигон» и другие легендарные тверские гонки: места, рельефа и разнообразия внедорожных условий должно хватить. А если не хватит – всегда будет возможность подключить тяжёлую дорожную технику, конструктивно готовую поработать во славу бездорожья.
Кстати, после «Лебедушкиного озера» трассы спринта и триала никуда не делись. Въезд на «Полигон» так остался открытым для всех. Так что можно приехать потренироваться. Но уже исключительно на свой страх и риск.
Текст и фото: Евгений Константинов
Большая подборка фотографий с "Лебёдушкиного озера-2019". Ищите себя и своих друзей.