Одним из важнейших вопросов при выборе внедорожной резины является соответствие её реального размера тому, который заявил производитель в маркировке. Приходится либо верить написанному и пребывать в блаженном неведении, либо довериться «жопомеру» дяди Эраста из гаражей, который “гадом будет, если тут не честные 33 дюйма”. А можно поступить прогрессивно - вооружится измерительными приборами и проверить всё самому. Стоп, не надо никуда бежать с рулеткой, мы все сделали за вас!
Для бренда шин CST мы провели собственные честные замеры. Во-первых, потому что нам самим интересно, а во-вторых, чтобы дать вам информацию для принятия правильного решения при подборе резины именно под ваши задачи.
Чем нам грозит несоответствие заявленному размеру:
- если резина больше – у спортсменов могут быть проблемы при замере рамкой на технической инспекции, а у гражданских машин она может задевать за элементы кузова
- если резина меньше – немного уменьшится клиренс, а значит и проходимость.
Для нашего эксперимента мы загрузили машину шестью моделями шин CST - Land Dragon (CL 18) и С888 самых ходовых размеров и дисками шириной 7, 8 и 10 дюймов и отправились на шиномонтаж.
Для размеров от 31 до 32 включительно использовали проверенные стальные диски ORW шириной 7 и 8 дюймов, а уже от 33 и выше – добавили диск шириной 10 дюймов.
В качестве главного измерительного прибора взяли самодельную рамку, которая не раз использовалась нами при замерах резины на ежегодном Тверском фестивале OffRoadFest. Перед началом тестов рамку ещё раз перепроверили на точность показаний с помощью рулетки.
Ширина проектора и размер шины без диска и на диске
Для начала мы решили проверить параметр шины, который не зависит от давления и диска – ширину протектора, т.е. второе цифровое значение в дюймовой «американской» маркировке.
Произвели замеры, соотнесли их с данными производителя и занесли в график №1 в процентном соотношении.
График 1
И что мы видим: две шины (31х10,5-R15 и 32х10,5-R16) оказались чуть шире заявленного размера, а остальные испытуемые на разное количество миллиметров уступили цифрам на своей боковине.
Выводы вы сможете сделать сами. Кого-то обрадует, что резина по факту более узкая чем заявлено, например, тех кто увлекается внедорожным спортом. А кто-то на тяжелых экспедиционных внедорожниках, оценит более широкую опору на грунт.
Мы провели ещё один прелюбопытный замер для того, чтобы проиллюстрировать разницу между диаметром шины без диска и шины смонтированной на диск шириной 8 дюймов при давлении 2 атм. (график 2). Это будет полезно понимать тем, кто измеряет шины в магазине рулеткой и по этим данным судит об их истинном размере во время эксплуатации.
График 2
Изменения на разных дисках и разном давлении
Ну а теперь приступим к основной оркестровой партии. Монтируем все шины на диск шириной 7 дюймов и производим замер при давлении 0,5 атм. Это именно то давление, на котором принято производить замер колёс рамкой на внедорожных соревнованиях (график 3).
График 3
Как мы видим – почти все размеры подошли вплотную к заявленным.
Но что будет на «дорожных» двух атмосферах?
Смотрим график 4. Закономерно что именно при давлении 2 атм. шина максимально попадает в заявленные производителем размеры.
График 4
Аналогичную процедуру проводим для диска шириной 8 дюймов, и видим сопоставимые результаты (см график 5 и 6):
График 5
График 6
Не покинули законы физики и шины, смонтированные на широкий диск 10 дюймов, из графика 7 и 8 мы видим, как они уступают в размере более узким дискам при том же давлении. Это наглядно демонстрирует, как важно правильно выбрать диск, кстати, об этом мы подготовим отдельный материал!
График 7
График 8
Подводя общий итог измеренному и зафиксированному – можно сказать, что шины CST укладываются в разумный разбег от номинала и нельзя назвать их “маломерками”.
Обратите внимание, что для правильного подбора размера важно понимать на каком давлении и в каких условиях ваша резина будет эксплуатироваться.
*замеры производились один раз, возможны небольшие погрешности связанные с технологией измерения и особенностями внедорожного протектора
Автор текста: Роман Герасимов
Товары по теме:
Грязевые шины CST
Таблица замеров