ДАК
По сути является еще одной вариацией на тему классического дифференциала, однако более изощренной. Шнеки выполняют роль полуосных шестерен, а шарики являются неким подобием сателлитов. Канавки на шнеках направлены в противоположные стороны.
1. Фланец ведомой шестерни главной пары
2. Корпус дифференциала
3. Полуоси
4. Шнеки
5. Канал для прохождения шариков
6. Шарики
При плавном нарастании разности момента на колесах, цепочка шариков свободно перемещается в спрофилированном канале, в этом случае дифференциал работает как открытый. Но как только одно из колес существенно разгружается, либо происходит резкий разгон, цепочка шариков заклинивается, и дифференциал блокируется. Важна именно разница нагрузок на колеса, а не разница угловых скоростей.
При прямолинейном движении, крутящий момент передается от корпуса на шнеки через шарики, естественно нет никакого движения шариков в канале. При прохождении поворота, наружное колесо начинает проворачивать шнек и цепочка шариков приходит в движение, позволяя противоположному шнеку вращаться в противоположном направлении, таким образом достигается разница скоростей внешнего и внутреннего колеса.
При пробуксовке одного из колес, его шнек приходит в движение, сдвигая цепочку шариков, а она, в свою очередь, вращает противоположный шнек, соответственно момент передается на оба колеса.
У этого механизма есть некое специфическое свойство - 100% блокировка происходит только в одну сторону. А именно, когда наклон винтовых канавок шнеков направлен в разные стороны (вращение корпуса сверху вниз), поскольку шнеки будут давить на шарики в противоположные стороны и цепочка полностью загрузится. В обратном случае (вращение корпуса снизу вверх) будет нагружена только часть цепочки, непосредственно контактирующая со шнеками, и поэтому полной блокировки не происходит. Но есть возможность "доблокировать" дифференциал, например, подтормозив разгруженное колесо рабочей тормозной системой, тем самым, догрузив оставшуюся часть цепочки шариков.
В теории превосходная конструкция, не требующая от водителя практически никакого вмешательства, не нужно городить никаких механизмов включения, при том, что блокировка 100% (в одну сторону, а при определенных манипуляциях и в другую).
На практике все оказалось не так радужно. Шнеки крайне сложно изготовить, и при эксплуатации на них приходится весь крутящий момент, а из-за маленького пятна контакта пары шнек-шарик, под действием огромных нагрузок кромка дорожки со временем выкрашивается.