Третья часть рассказа про экспедицию на Северный Урал организованной RED OFF-ROAD EXPEDITION при поддержке магазина внедорожного снаряжения 4x4sport.ru Шёл третий день поездки и сложность только возрастала.
Заночевав под моросящий дождь, мы проснулись уже мягким солнечным утром. Погода поменялась кардинально, чтобы уже до конца экспедиции удивлять нас непривычной для этих мест гуманностью.
Впервые с начала экспедиции мы смогли насладиться горными видами. Лагерь стоял на склоне, и когда ветер разогнал остатки тумана и низких облаков пред нами предстали потрясающие красоты Северного Урала. Этот пейзаж, с вариациями оставался с нами до самого конца поездки. Он снится многим из нас и сейчас… Не хочу излишне драматизировать, но именно такие картины из тех, что вспоминаешь в конце жизни с мудрой улыбкой и осознанием полноты прожитых лет.
Завершив утренний моцион, мы собрались на брифинг. Отсюда и далее основным планом стало отсутствием жёсткого плана. В подобных экспедициях сложно что-то загадывать наперёд, слишком много зависит от стечения обстоятельств, удачи, рока… назовите как хотите. А поэтому приходится много импровизировать и корректировать планы по ходу движения.
Особенность посещения одного из семи чудес России состоит в том, что путёвка оформляется заранее и перенос даты не предусмотрен. То есть если мы не будем в назначенном месте вовремя – нам останется наблюдать «пупы» в бинокль и успокаивать себя мыслями о том, что мы и так молодцы раз добрались досюда. Главной нашей задачей было выйти к границам заповедника 12 и 13 августа, чтобы начать пешее движение с проводником к самому плато Маньпупунёр. Группа у нас была большая, поэтому и дня посещения было два.
Так вот до 12 августа места ночёвок определялись временем дня, ведь важно было успеть встать на ночлег до скоротечного наступления темноты. А за световой день нужно было преодолеть максимальное расстояние.
К сожалению, утром мы узнали, что движение дальше с нами не сможет продолжить экипаж на "буханке". Ряд обидных поломок вынудил ребят принять это непростое решение, чтобы в дальнейшем не стать обузой для движения группы.
Попрощавшись и выстроившись в колонну, мы начали штурмовать первый, но далеко не последний серьёзный подъём в гору за этот день. Приключения начались сразу, не давая нам времени на раскачку и привыкание к обстановке. Первая же горка от лагеря доставила нам массу приятных минут с перемещением камней и работой с лебёдкой. Только что на наших глазах в этот подъём заходили две машины из другой экспедиции, и мы никак не могли понять отчего они так страдают, ведь снизу подъём не кажется ни крутым, ни сложным.
И вот на их месте были мы, и подъём оценили по достоинству. Думаю, попались он нам в конце поездки – мы все бы взяли его своим ходом. А пока ещё только предстояло прокачать свои горные внедорожные навыки, подобрать оптимальное давление в колёсах и темп движения.
Первый запрыгнувший наверх помогал забраться остальным лебёдкой. Кому-то это понадобилось, а кто-то, пусть не с первого раза, но зашёл самостоятельно. Идти в середине и конце колонны было проще, траектория движения уже разведана, особенно сложные места помечены, наиболее мерзкие валуны отодвинуты.
Стоит отметить, что почти у всех на машинах стояли двенадцатитысячные лебёдки. Мне, после внедорожного спорта, было непривычно видеть этих мастодонтов. Большие, тяжёлые и медленные они не применяются там, где требуется скорость, но для того чтобы без напряжения вытаскивать перегруженные экспедиционные машины – они подходили идеально!
Буквально через несколько часов мы вышли к знаменитому перевалу Дятлова. В лучах утреннего солнца это место не выглядело ни зловещим, ни таинственным. Выставив машины в ряд для фотосессии перед горными останцами, мы отправились на изучение местности.
Памятная доска в честь погибшей экспедиции Дятлова находится на каменном останце, рядом удобная площадка, столь популярная у всех путешественников.
Надпись на доске гласит следующее: «Их было 9. Под этим перевалом вьюжной ночью 2 февраля 1959 года погибли туристы уральского политехнического института: Игорь Дятлов, Зинаида Колмогорова, Юрий Дорошенко, Рустем СлобОдин, Юрий Кривонищенко, Александр Колеватов, Людмила Дубинина, Николай Тибо-Бриньоль, Семён Золотарев. Памяти ушедших и не вернувшихся назвали мы этот перевал имени Дятлова».
В углублении камня лежит блокнот с памятными надписями, которые оставляют проходящие группы. Оставили свою запись и мы.
У нас на навигаторе были точки, где были найдены все участники той трагической экспедиции, но их посещение, а также нового памятника, установленного прямо на месте палатки погибших туристов, мы оставили на обратный путь. Как я уже говорил – перевал Дятлова был для нас лишь промежуточной целью, и мы стремились к плато Маньпупунер, чтобы успеть 12 и 13 августа совершить на него пешее восхождение.
Продолжили подъём… видимо небольшие дожди шли вчера и здесь, мокрые камни, местами грязь. Чтобы не ждать всем всех – интуитивно разделились на малые мобильные группы по 3-4 машины и сражались с препятствиями по отдельности. Так было быстрее и удобнее.
Даже самые неприглядные ситуации здорово спасала хорошая погода: сильный плотный тёплый ветер, солнце постоянно находящее между облаками свободное пространство, чтобы посветить нам и на нас. Отличная была погода, что там говорить, повезло! И под "повезло" здесь и далее я буду понимать работу нашего личного шамана Сергея Жигита.
Поначалу мы больше всего переживали за путешествующий с нами грузовик ГАЗ 66, но оказалось напрасно. Препятствиями, и то временными, для него были только узкие проезды в лесу. В остальном по лысым участкам гор он двигался гораздо увереннее внедорожников. Через какое-то время он ушёл вперёд и уже разведывал дорогу и страховал нас в качестве якоря для лебёдки на особенно сложных "ступеньках".
В первых же ручьях пополнили запасы пресной питьевой воды. Она тут холодная и вкусная, главное — не хранить слишком долго и пить свежей.
Через некоторое время к нам навстречу выехал квадроциклист. Оказывается, у них тут недалеко внизу лагерь, где они второй день безуспешно пытаются вернуть мобильность кибитке, так называют в простонародье машинки UTV (Utility Terrain Vehicle — утилитарный внедорожный транспорт). У неё "отъехало" вместе с приваренными креплениями рулевое управление.
В горах бросать ребят не принято, поэтому решили, что часть нашей группы спустится вместе со сваркой вниз и попробует помочь приварить рулевое.
Тут нам очень пригодился шестикиловатный автомобильный инвертор, установленный на тойоте 200 Алексея Журавлёва. И пока те, кто умел варить ползали вокруг кибитки с электродами, другие обедали чем послал бог, бог и прекрасная половина квадроциклетной братии. Напомню – что мы шли без остановок на обед, и любой перекус шёл во благо.
Поднимались уже с боями, почва тут была мокрой и с минимумом камней, за которые можно было цепляться протектору. Местами всей толпой просто толкали машины, благо нас было вместе с квадроциклистами много. И всё-таки миссия была выполнена – рулевое приварили, удачи друг другу пожелали. В конце концов дорога тут одна, и мы могли встретиться ещё не раз. Так оно, собственно, и вышло.
Пока мы упражнялись в электродуговой сварке и помощи ближнему Toyota Hilux другой малой мобильной группы легла в колее набок. Мы увидели уже последствие. Машину быстро подняли на ноги, но бесследно это не прошло, шрамы на кузове и разбитое лобовое стекло. Кроме этого, машина начала генерировать за собою значительную дымовую завесу, которая никак не проходила.
Время от времени камни и эксперименты с давлением снимали покрышки с дисков, и мы прокачивали навыки скоростной бортировки или замены колеса на запаску, стремительно приближая их к лучшим показателям Формулы 1.
Меня часто потом спрашивали, помогал ли я участниками или хихикал сидя себе с камерой в руках рядом. Скажу честно – моя задача была заснять всё для истории и документального фильма, всё, в том числе и борьбу с трудностями. Так что, если меня прямо не просили помочь – я притворялся частью пейзажа и старался не мешаться под ногами, продолжая снимать происходящее. Благо недостатка в умелых руках и желающих помочь у нас не было.
Под конец дня глушитель на УАЗе Ирека Ахметова отказался от продолжения дальнейшей экспедиции, но мы справились остаток пути и без него.
Под вечер вышли в низкую облачность, это я вам скажу похлеще самого туманного тумана. Даже с полностью включённым светом во все стороны – опознать идущую впереди машину было порою непросто.
Где-то поймала боковой порез покрышка Mickey Thompson Baja Boss на TLC200 Алексея, не стали тратить время на восстановление и просто заменили её на запаску, оставив реанимацию на потом.
Изюминкой на торте это дня стало верховое болото. Темнело, да ещё и облака, да ещё и пошёл дождь. После продолжительной борьбы стало понятно что сегодня приличное ровное место нам уже не найти, и отъехав несколько метров от основного пути, мы приняли решение ставить лагерь, готовить ужин и ремонтироваться.
Помимо весьма мягкого мокрого грунта радости нам добавил порывистый ветер шутя играющий нашими шатрами. В эту ночь я решил ставить свою палатку внутри шатра-столовой, так можно было как-то минимизировать влияние на неё ветра.
Вкусный ужин и обмен впечатлениями в тёплой компании несколько подсластили пилюлю от этого долгого сложного дня. 9 августа позади, а впереди ещё долгая-долгая дорога к далёкому плато Маньпупунер.
Текст: Роман Герасимов
Фото: Алексей Сапрыгин, Роман Герасимов
Цикл рассказов об экспедиции
Наш коллега, Роман Герасимов участвовал в проекте Red Off-road Expedition - Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр и поделился своими впечатлениями. Представляем цикл увлекательных рассказов Романа об экспедиции.
Аудиоверсия. Подкаст об экспедиции
Предлагаем вам прикоснуться к атмосфере прошедшей экспедиции и прослушать подкаст
Подкаст #3
Слушать весь подкаст
По мере готовности подкаст дополняется новыми сериями.
Следующий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #4
Предыдущий день:
Экспедиция на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр #2
Фильм об экспедиции
Канал "Дороги Дороги"