Появившиеся прошлой осенью универсальные шины Maxxis Razr AT вовсе не опоздали к сезону, как нам казалось, пока первая партия этой резины крайне неспешно плыла к русским берегам. Неожиданно выяснилось, что эта ложка поспела как раз к обеду. Первые же километры тестовой эксплуатации этой резины нашими сотрудниками показали, что Maxxis неспроста получил право маркировать эту резину тремя горными пиками со снежинкой, обозначающими пригодность к полноценной зимней эксплуатации. Вседорожные шины оказались по-честному всесезонными.
Наши первые наблюдения вскоре стали подтверждаться на других автомобилях – по мере того, как комплекты Maxxis Razr AT оказывались на машинах наших постоянных клиентов и партнёров. На снежном бездорожье шины оказались в своей стихии – как будто для того и были созданы. Да и на чищенных дорогах по пути к белой целине вели себя настолько прилично, что захотелось сравнить их со специализированными зимними шинами. С шипами и без.
От теории – к практике
Сказано – сделано. Мы сознательно не стали следовать хитроумной методике, которую применяют в подобных случаях лаборатории ведущих шинных концернов – на автополигоне, обвешав всю машину датчиками сложного измерительного комплекса и прицепив на корму пятое колесо. Потому что тогда, зафиксировав абсолютно все нюансы поведения шин, мы получили бы подробную статистику в цифрах с кучей знаков после запятой. После чего... увязли бы в этих цифрах вместе с вами.
Наша задача была куда проще и одновременно нагляднее – понять, есть ли на зимних дорогах заметная разница по безопасности между новыми Razr АТ и шинами других типов, которые могли бы оказаться вместо них на том же внедорожнике. Поэтому из всей обширной испытательной программы решено было остановиться только на замерах тормозного пути с разных скоростей на двух видах сезонного дорожного покрытия: чистом голом льду и хорошо укатанном ровном снегу. В качестве соперников новой АТ-шке Maxxis были предложены: старая АТ-шка Maxxis Worm-Drive 980, зимняя «липучка» той же марки Maxxis Presa SUV и популярный лидер сегмента шипованных шин Nokia Hakkapelita 7.
Впрочем, даже для такого экспресс-теста одного зимнего дня оказалось мало. Собрать и привезти все нужные комплекты колёс на ледовую трассу – это даже не полдела. Куда сложнее так организовать рабочий процесс и прикатать методику замеров, чтобы обеспечить статистическую повторяемость результатов. В общем, достоверный тест удалось сделать только в два захода, что принесло дополнительные организационные сложности. А потому испытание у нас получилось на двух разных снежно-ледовых площадках и двух разных, а если быть совсем точным, то даже трёх автомобилях. Фактически вышло два отдельных теста, но все их итоги имеет смысл подвести вместе.
Против липучки
В первый день жребий носителя шин выпал на долю LR Discovery 4. На двух таких одинаковых машинах решено было опробовать идею параллельных заездов со сменой водителей и тестовых дорожек, чтобы сэкономить время на перестановке колёс и успеть накатать большее число зачётных попыток с замерами для каждой из шин. Кроме того, при выявлении ощутимой разницы в длине тормозного пути, парные заезды помогли бы это зрелищно и убедительно показать на видео.
На деле параллельная тактика времени практически не сэкономила, зато добавила сложностей синхронизировать действия двух пилотов. Но всё равно, накатавшись вдоволь, мы набрали приличную статистику. Многочисленные замеры длины тормозного пути с разных фиксированных скоростей позволили достоверно оценить разницу между Maxxis Razr AT и Maxxis Presa SUV в торможении на льду и укатанном снегу.
В заездах на обоих покрытиях зимняя резина ожидаемо показала чуть лучший результат. Но по-разному. На жёстком, утрамбованном до блеска снежном накате с ростом скорости разрыв постепенно увеличивался, достигнув к 60 км/ч в среднем 15% или 5,4 м. Разумеется, с ростом скорости росла и абсолютная длина тормозного пути – и эти величины были в прямой зависимости.
А вот гололёд оказался не прост! В среднем диапазоне городских скоростей он неожиданно сравнял результаты зимней и всесезонной модели шин. В скоростном диапазоне неспешной езды по двору у «липучки» было примерно 13-процентное преимущество. Затем оно постепенно сошло на нет и затем вновь стало проявляться с ростом скорости: при 50 км/ч её тормозной путь был короче всего на 5%.
Но при всём этом разница между собственными результатами каждой из шин при торможении на льду и снеге вышла более чем двукратной! Разумеется, тормозной путь на льду был длиннее.
Победа над собой
Повторить заезды в другой день на тех же машинах, при той же погоде и в том же месте не получилось. К моменту продолжения тестов изменилось вообще всё. Кроме поставленной задачи и необходимости набрать статистику замеров для получения средних результатов. Сравнивать Razr АТ с двумя оставшимися соперничающими моделями – старой АТ980 и шипованной Hakkapelita – предстояло на одном автомобиле Jeep Grand Cherokee, по очереди меняя комплекты колёс.
Уже только поэтому можно было больше не переживать по поводу приличной разницы в температуре окружающего воздуха, шероховатости льда и рыхлости снега. Испытание получилось другим. Тем не менее, в новых условиях Razr АТ опять показали себя очень достойно, подтвердив все предыдущие впечатления и наблюдения.
Как мы и ожидали, в зимних условиях новая АТ-шка уделала старую по всем показателям с ощутимым отрывом. Когда же пришло время измерять тормозной путь, это подтвердилось инструментально. При этом на льду, как и ожидалось, безоговорочно лучшие результаты показала Nokian. Всё-таки шипы есть шипы.
C ростом скорости преимущество шиповок становилось всё заметнее. Так, если на 20 км/ч она выигрывала у Razr в среднем 3,8 м а у АТ980 5,3 м, то есть 31% и 44% соответственно, то к 40 км/ч эти показатели выросли до 38% и 64% . То есть до 14 м и 23,9 м в абсолютных величинах.
Зато на снегу в этот раз нас ждал невероятный сюрприз. Поверхность была хоть и прикатанной, но всё-таки более рыхлой, чем в первой серии испытаний. И уж тут новый Maxxis показал, кто на такой дороге хозяин, заткнув за пояс не только собственного предшественника, но и именитого финна.
При 60 км/ч разница в длине тормозного пути с «шиповкой» составила 16%, (6,2 м), а с «червяками» и вовсе 24% (9,5 м). Невероятно? Отнюдь. Дело в том, что на такой дороге Razr АТ как раз в своей стихии: его рисунок протектора отлично приспособлен к работе на рыхлых поверхностях, что эти шины уже прекрасно продемонстрировали в снежной целине.
Оправданное доверие
Несмотря на разницу условий, наш тест из двух частей получился цельным. По крайней мере в том, что касается определения способностей Razr АТ. Всё-таки не зря эти шины получили официальный допуск к зимней эксплуатации, которого, кстати, у предыдущей модели All Terrain нет. Сложилось даже такое впечатление, что новинку специально разрабатывали для снежного офф-роуда. Поэтому она и показала такие отличные варианты на рыхлой снежной дороге.
Впрочем, рисунок протектора это ещё далеко не всё, что необходимо для правильной работы шин при низких температурах. У Razr АТ оказался очень пригодный состав резиновой смеси. Важно, что шина сохраняет эластичность в мороз. В день второй серии испытаний было, кстати, под -20. В целом по итогам заездов Razr АТ уверенно вписалась в компанию зимних шин, сдав норматив по готовности к зимней дороге.
Шины по-настоящему пригодны к эксплуатации круглый год. Разумеется, на голом льду надо помнить, что тут нет шипов, да и на остальных типах зимнего дорожного покрытия не забывать о разумной осторожности. Тем не менее, это всесезонка в лучшем смысле слова, которую можно рекомендовать оставлять на зиму. Особенно, если не предвидится ежедневной езды по обледеневшим горным перевалам и другого подобного экстрима.
Текст: Евгений Константинов
Фото: Сергей Лысенко
Выбрать подходящий размер и купить шины MAXXIS RAZR AT в магазине 4х4Sport.
Смотрите видео, как проходили наши испытания: Парные заезды в Крылатском.