4x4Sport.ru — интернет-магазин оборудования для внедорожников. Всё для Offroad и 4x4

Москва

+7 495 727-53-00
+7 495 727-53-12
С 9:00 до 19:00, в выходные с 10:00 до 16:00
В корзине пустоКак сделать заказ?
0%
Москва О магазинеКаталогСкидкиОплатаДоставкаКонтактыВойти Как сделать заказ?
Здесь Вы можете выбрать наш магазин
в вашем или ближайшем к вам городе.

4x4Sport.ru в городах

МоскваАрхангельскБарнаулБиробиджанБлаговещенскВладивостокВолгоградВологдаВоронежГрозныйЕкатеринбургИжевск
КазаньКалугаКомсомольск-на-АмуреКраснодарКрасноярскМагаданНовосибирскПензаПермьПетропавловск-КамчатскийПятигорскСанкт-Петербург
СевастопольСмоленскТверьУлан-УдеУльяновскХабаровскЧелябинскЮжно-СахалинскЯкутскГорода нет в списке

Войти



Регистрация / Забыли пароль?

Напомнить пароль


Регистрация

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Фамилия, Имя и Отчество
Электронный адрес
 
Контактные телефоны
 
Пароль Повтор пароля
 Пароль может быть длиной от 5 до 15 символов и состоять только из цифр, латинских букв, знаков подчеркивания и дефисов
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Заказать звонок

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Ваше имя
Номер телефона
 Ваш номер телефона с кодом города или сотовой сети.
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Задать вопрос

Пожалуйста, заполните все поля формы. Все поля обязательные

Ваше имя
Электронный адрес
Ваш вопрос
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Сообщение директору

Ваше имя
Электронный адрес
Ваше сообщение
Повторите число

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями
пользовательского соглашения по обработке персональных данных

Перчатки Mechanix39
Каталог 10510 товаров Обновлено 17.07 в 08:18

Мифы и легенды чёрных бубликов, или сокровенные тайны резиновых изделий

7336

Абсолютное большинство землян счастливо довольствуется знанием, что шины круглые и чёрные. Этого им более чем достаточно. Но некоторым, по разному стечению жизненных обстоятельств, приходится разбираться в теме гораздо глубже. Например, чтобы уместить в голове факт отказа в старте из-за превышенного размера колёс, при том, что у заклятых соперников точно такая же резина на той же самой техкомиссии со свистом пролезла в ту же самую рамку. Или чтобы понять, почему шины, вроде бы правильно подобранные по размеру, после установки на авто требуют резать арки. Или чтобы поверить своим глазам, когда на офф-роуде покрышки меньшего размера внезапно начинают ехать лучше, чем большего.

7417

Всё это может показаться мистикой. А где мистика – там домыслы, ошибочные выводы, ложная уверенность и фанатичные адепты всевозможных невежеств, мнящие себя пророками. Увы, такова сила неполного знания, проникшего в неокрепший мозг. Но ещё хуже, что в такой обстановке по-настоящему пытливому уму трудно докопаться до истинных причин шинных парадоксов.

7345 7335

Поэтому наглядно восполняем пробел в знаниях. Для этого берём стопку абсолютно новых покрышек размером от 33 до 38,5 дюймов, предоставленных российским представительством Maxxis; несколько дисков различной ширины из магазина 4х4Sport; супер-узкий 4-дюймовый диск с оригинальной докатки Grand Cherokee, найденный где-то в закромах у друзей; запас необходимых измерительных инструментов, краску и стопку ватмана. Со всем этим богатством отправляемся в шиномонтаж «Московского Jeep Wrangler Клуба», любезно согласившийся помочь нам ради торжества науки. Будем отвечать на вопросы и развенчивать мифы.

7358 

Аксиома воздушного шарика

В качестве точки отсчёта давайте просто начнём с того, по своей природе автомобильная шина эластична и упруга. Даже самая брутальная зубастая покрышка по свойствам ближе к воздушному шарику чем к бетонному блоку. Просто примите это как аксиому. А если не верите – постучите кувалдой по резиновой и железной части колеса и почувствуйте разницу. Это отправной пункт для понимания кажущихся парадоксов и ответов на многочисленные «почему».

7457

Устройство, предназначение и материалы пневматической шины таковы, что она способна менять свою геометрическую форму под влиянием различных нагрузок. А где изменение формы – там и изменение размеров. Тоже вроде бы факт, понятный без доказательств. Другое дело, каким образом и под влиянием каких сил происходят эти геометрические процессы. Начинаем разбираться.

 

Не верь глазам своим

Когда ставишь рядом два колеса одного типоразмера, но разных производителей, порой удивляешься тому, насколько они отличаются по габаритам. Вроде бы цифры на боковине одинаковые, а визуальные различия – огромны. Причин этому может быть сразу несколько. Первая, самая простая и очевидная: вольное отношение к размеру у изготовителей. Примерно так же, как с одеждой и обувью – нет единого международного требования, а лишь приблизительные общечеловеческие стандарты. Поэтому бывают колёса-маломерки, а бывают великаны. При этом абсолютная величина погрешности естественным образом растёт с увеличением размера шин.

7371

Есть и менее очевидные причины, из-за которых даже одна и та же шина в разных условиях может сама от себя отличаться. Удивлены? Тогда давайте поговорим о рабочем давлении и о влиянии ширины диска.

7369

 

Ваш любимый размер

Ещё не купленную шину мерить почти бесполезно. Рулетка и линейка едва ли дадут более точную информацию, чем простое чтение цифр на боковине, за исключением разве что совсем запущенных случаев. Как мы уже говорили, шина мягка и податлива, а потому от хранения на складе в стопке себе подобных её может неслабо плющить. Спросите, как её мерить правильно? Надетую на диск и накачанную до рабочего давления. Для внедорожных шин есть официальное указание РАФ: мерить при 0,5 атмосферах. Это знает любой техком на трофи-рейдах. Правда, в повседневной эксплуатации на твёрдых дорогах мы даже на самых экстремальных грязевых покрышках ездим на куда большем давлении, что вполне разумно. А значит, в нашем тестировании нужны два замера. Тем более, что это наглядно покажет, как меняется шина в зависимости от внутреннего давления. В качестве «асфальтового режима» мы взяли 2,0 атмосферы.

7388

Чтобы исключить влияние диска, о котором мы ещё поговорим отдельно, все замеры мы проводили на абсолютно одинаковых новых дисках ORW диаметром 16 и шириной 8 дюймов, взятых из одной партии и на всякий случай дополнительно проверенных на идентичность размеров. И вот результат. Смотрите сами: все шины с увеличением внутреннего давления раздуваются подобно воздушным шарикам, особенно вширь. Хоть и в куда меньшей степени.

7367

 Размер шин при давлениях 2,0 и 0,5 атм на диске ORW 16x8”

Модель, размер

Давление, атм

Размер, мм ШхВ

МТ-762

285/75R16

2

285х831

0,5

282х831

МТ-772

285/75R16

2

299х833

0,5

296х831

М-8060

35х12,5-16

2

313х865

0,5

300х861

М-8060

37х12,5-16

2

317х922

0,5

311х922

М-9060

38,5х12,5-16

2

325х953

0,5

315х953

 

Сколько вешать в граммах?

Среди мифов и легенд народов бездорожья существует устойчивый стереотип, что грязевую резину, особенно больших размеров, балансировать бесполезно. Мол, придётся вешать на обод килограммы свинца, но всё равно точно не получится. Да ещё грунт между шашек всё равно сразу же нарушит балансировку, едва съедешь с асфальта. И если во второй части этого суеверия какие-то крупицы здравого смысла есть, то первый миф не потянет даже на оправдание лени и жадности. Потому что балансировать всё равно не самому, а время и деньги, потраченные на балансировку не идут ни в какое сравнение с тем, что придётся тратить на ремонт ходовой части и рулевого управления.

7397

Надев каждую из шин на практически идеальный по балансу новый 8-дюймовый диск для замеров, мы в обязательном порядке балансировали собранное колесо на станке. Всё отлично удалось! При этом у обеих 33-х «радиалок» суммарный дисбаланс по сторонам был вполне легковым. У диагональных М-8060 в 35-м и 37-м размерах масса грузиков оказалась тоже вполне терпимой. Но что ещё удивительнее, несмотря на заметную разницу в размерах и ещё более впечатляющую разницу в 8 кг по весу между этими двумя покрышками, величина дисбаланса у них была почти одинаковой.

7356

Больше всего свинца ожидаемо потребовала спортивная шина М-9060, но и её удалось быстро и без особых трудностей вывести в ноль. Удивило другое, что при близости размеров и масс к 37 размеру, тут вышла такая разница по дисбалансу. Впрочем, это скорее всего результат более редких и более крупных шашек протектора.

 Начальный дисбаланс шин по сторонам на диске ORW 16х8” 

Модель,

размер

Масса шины

без диска, кг

Дисбаланс, г

Внутренняя/внешняя стороны

МТ-762

285/75R16

 

25,8

 

50/80

МТ-772

285/75R16

 

29

 

75/25

М-8060

35х12,5-16

 

32,2

 

165/75

М-8060

37х12,5-16

 

40,4

 

100/145

М-9060

38,5х12,5-16

 

41,5

 

305/230

 

Давайте наследим

Зачем сдувать колёса? Для многих эти слова стали последними перед погружением и началом многочасовых упражнений с лопатой. Вроде бы всем известно, что на бездорожье резина нормально работает на давлении от единицы и ниже. Но в жизни многие берутся выкручивать ниппели лишь после того, как все остальные средства выбраться из трясины исчерпаны. А зря. Потому что только снижением давления в шине можно снизить удельное давление на грунт за счёт увеличения пятна контакта и одновременно улучшить сцепление с поверхностью благодаря большему числу задействованных шашек. В том числе и тех, что на боковине.

7381

Оценить эффективность зубастой боковины на бетонном полу, конечно же не получится, как ни спускай колесо. Зато тут можно очень наглядно продемонстрировать в единых неизменных условиях зависимость пятна контакта от давления. Чем мы и занялись, раз за разом опуская намазанное краской колесо на чистый лист бумаги.

772-762_33inch

Изучая полученные отпечатки, мы подтвердили одну интересную закономерность, существование которой яростно и широкомасштабно отрицают адепты популярной секты «Итаксойдёт». Чем сильнее спускаешь колесо, тем круче изменение внедорожных свойств, а график зависимости площади пятна контакта от давления можно условно изобразить в виде половинки гиперболы. При сравнении оттисков видно, что одна атмосфера – это полумера, а заметное изменение площади достигается при 0,5 атм. Универсальные МТ в 33 размере на покатушечной или экспедиционной машине обычно монтируют без бедлоков, а потому спускать их ниже приходится крайне редко из-за реального риска разбртироваться. Зато у спортсменов и путешественников-экстремалов на больших колёсах обычно другая ситуация. Поэтому шины ХТ сдуваем дальше – и смотрим, как растёт разница!

8060-37

Вот так на наших глазах рушится популярный, но ложный миф, что 0,5 и 0,2 атмосферы – всё одно «почти ноль». На самом же деле, только тут начинается самая активная деформация шины, особенно когда резина жёсткая, а автомобиль лёгкий. Кроме того, заметьте: «почти ноль» даже при давлении 0,1 атм и ноль абсолютный при выкрученном ниппеле – это тоже громадная разница.

 Размеры отпечатка шины на диске ORW 16x8” при изменении внутреннего давления

Модель,    размер

Давление, атм

Отпечаток, мм ШхД

Площадь, см2

МТ-762

285/75R16

2

165х200

330

1

195х290

565,5

0,5

200х365

730

МТ-772

285/75R16

2

185х185

342,25

1

210х280

588

0,5

210х376

789,6

М-8060

35х12,5-16

2

210х205

430,5

1

240х232

556,8

0,5

255х270

688,5

0,2

260х320

832

М-8060

37х12,5-16

2

227х170

385,9

1

240х215

516

0,5

245х230

563,5

0,2

260х265

689

0

265х625

1656,25

М-9060

38,5х12,5-16

2

235х185

434,75

1

255х225

573,75

0,5

265х245

649,25

0,2

265х303

802,95

0,1

265х330

874,5

0

275х625

1718,75

 

Для тех, кто любит пожёстче

При снижении давления пятно контакта увеличивается во все стороны. А потому логично, что при одинаковой ширине большее пятно контакта скорее окажется у шины большего диаметра, так как она будет лучше плющиться в длину. Но бывают нюансы. Помимо геометрических размеров покрышки обладают жёсткостью, зависящей от типа корда, состава резины, толщины боковин и других столь же незаметных снаружи вещей. Понятное дело, чем больше жёсткость, тем шина хуже плющится. Особенно под лёгкой машиной. И зачастую при недостатке массы случаются парадоксы, когда меняешь колёса с 35-го на 37-й размер, а отпечаток на том же давлении... остаётся таким же. И даже чуточку меньше!

8060_35vs37

С подобной ситуацией столкнулись и мы, примеряя на Jeep Wrangler два типоразмера Maxxis Trepador, о жёсткости которого можно косвенно судить по заявленной грузоподъёмности. В 35-м размере максимальная нагрузка на шину обозначена 1400 кг, а в 37-м и вовсе 1600 кг. Лёгкой машине просто не хватило массы полноценно прожать жёсткую шину. При этом равная площадь отпечатков ещё не значит, что 35” и 37” поедут совершенно одинаково. Дорожный просвет и угол наката у 37-го колеса будут всегда заведомо лучше.

 

Узкие против широких

Но это ещё не все чудеса, которые способна подкинуть шина при попытке разобраться в её свойствах. Совершенно разные отпечатки на одной машине и одинаковом давлении можно получить даже у одной покрышки. Не верите? Смотрите сами. Это – спортивный Maxxis M-9060 Mud Trepador. Он бывает только одного размера 38,5х12,5-16. И только одной жесткости. Но натянуть его можно на диски разной ширины. И от этого меняется очень многое.

7502

После базовых замеров на диске шириной 8” мы перебортировали эту шину сначала на 10-дюймовый, а после – на 4-дюймовый. При этом менялось всё, начиная с внешнего вида собранного колеса, продолжая его физическим размером и заканчивая геометрической особенностью сплющивания на низких давлениях.

7427

На широком диске шина сразу добавила себе пафоса и солидности даже в сравнении с 8 дюймами. Вот так должна выглядеть чёткая резина на чётком джипе! Правда, беспристрастный замер показал, что подросла шина только вширь, а по диаметру – наоборот, сократилась.

7483

На 4-дюймовой докатке ситуация поменялась радикально. Шина стала вызывать улыбку и ассоциацию с трактором. Но зато заметно подросла в диаметре.

7347

Разница с широким диском составила более сантиметра при «техкомовских» 0,5 атм и почти два сантиметра на асфальтовом давлении. При этом колесо ужалось по ширине более чем на 3 см! А так как в основном споры на техкомиссиях вызывает ширина, то узкий диск – отличный способ пролезть в техтребования в пограничной ситуации. Тем более, что, с точки зрения офф-роуда, как мы вскоре убедились, работает такое колесо более правильно.

7497

При сравнении отпечатков видно, что на «докатке» изначально более узкая резина плющится лучше всего, причём как в ширину, так и в длину. К тому же с уменьшением давления она начинает это делать всё активнее. Верхний ряд - диск 10", средний 8" и нижний 4".

9060-10-8-4

 А если её сдувать полностью, то её нижняя плоскость превращается в ровную плюшку, тогда как на широком диске в той же ситуации протектор начинает складываться и вдавливаться внтурь. (На фото ниже слева направо: 10", 8" и 4"). Кстати, именно поэтому на самом узком диске получается самое широкое пятно контакта и в итоге самая большая опорная площадь. Как бы удивительно это ни звучало.    

9060_na0  

Зависимость параметров шины Maxxis M-9060 Mud Trepador 38,5х12,5-16 от ширины диска

Ширина диска, “

Давление, атм

Размер, мм ШхВ

Отпечаток, мм ШхД

Площадь отпечатка, см2

8

2

325х953

235х185

434,75

1

 

255х225

573,75

0,5

315х953

265х245

649,25

0,2

 

265х303

802,95

0,1

 

265х330

874,5

0

 

275х625

1718,75

10

2

344х945

254х175

444,5

1

 

265х190

503,5

0,5

333х949

265х220

583

0,2

 

265х285

755,25

0,1

 

270х320

864

0

 

275х550

1512,5

4

2

307х964

197х205

403,85

1

 

215х257

552,55

0,5

301х960

260х290

754

0,2

 

265х337

893,05

0,1

 

270х370

999

0

 

275х640

1760

 Текст и фото: Евгений Константинов

 

уШатун в объективе OffroadMediaуШатун в объективе OffroadMediaСостоявшийся в суровых Брянских лесах трофи-рейд "уШатун" не только выявил сильнейших спортсменов региона, но и вдохновил видео-летописцев канала OffroadMedia на серию динамичных роликов, отлично передающих накал страстей на этой жаркой летней гонке. Смотрите и получайте удовольствие!15 июля 2019 г.Уже скоро грянет битваУже скоро грянет битва13 июля в окрестностях подмосковного Ногинска, носившего до исторического материализма имя Богродск, состоится исключительно мирная «Богородская битва», организованная городским внедорожным клубом при поддержке 4х4Sport. Никакой войны! Только развезтые земные хляби, зубастые колёса, полный привод и GPS-навигация! Присоединяйтесь!12 июля 2019 г.OffroadFest: до встречи будущим летомOffroadFest: до встречи будущим летомЗавершился уже десятый по счёту Тверской OffroadFest, каждое лето собирающий настоящих любителей бездорожья и активного отдыха на берегах реки Тьмы, чтобы провести незабываемые дни на природе в безостановочной круговерти соревнований и конкурсов.10 июля 2019 г.По мягким коврамПо мягким коврамОколо трёх десятков экипажей искали под Лихославлем «Затерянный брод», а нашли ковровые болота, опытных соперников и бесчисленные внедорожные приключения под мерное тиканье секундомера.8 июля 2019 г.Юбилейный OffroadFest стартовалЮбилейный OffroadFest стартовалВ тверских лесах началось главное приключение года, которое продлится до конца недели. Фестиваль начался с краеведческого ориентирования, а пока участники ищут точки культурной навигации и разгадывают фото-загадки, организаторы готовят конкурсы и состязания основной соревновательной части, которая продлится с пятницы по воскресенье. Приезжайте!3 июля 2019 г.
Новости

Интернет-магазин автозапчастей, оборудования и инструментов для внедорожников 4x4Sport.ru

Создание сайта: Легал Студио 2016

0.03